Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Хлебниковская коллекция»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет Велимира Хлебникова в лавровом венке

Время создания
конец 1950-х годов
Место создания
СССР, город Москва
Размер
51,5x39,5 см
Техника
масло, холст
1
Открыть в приложении
#5

Потомок княжеского рода, Андрей Михайлович Волконский (1933–2008 годы) родился в Женеве. В пять лет он исполнял свои фортепианные импровизации Сергею Рахманинову, а в 11 стал студентом Женевской консерватории.

В 1947 году семья Волконских вернулась в СССР. Андрей продолжил образование в Москве, у Евгения Иосифовича Месснера (композиция), Владимира Сергеевича Белова (фортепиано), на консерваторском курсе Юрия Александровича Шапорина. Однако студент был отчислен за неудовлетворительное знание марксизма-ленинизма (он, как и Хлебников, «растоптал басму [податную грамоту] Маркса»).

25 лет музыкант и композитор прожил в СССР, был «центром притяжения <творческих людей>, не желающих плыть по „курсу“», исполнял современную музыку и возрождал интерес к старинной: играл на органе и клавесине. «Сочинения ему мало. Поиски Истины продолжаются в исполнительстве», — писал о нем Иван Соколов.

Переводчик Луи Мартинез вспоминал, что князь «бредил Хлебниковым», считал его образцом для подражания. Хлебников искал Истину в слове, Волконский — в музыке.

Менее известен Волконский как художник. «Портрет Велимира в лавровом венке» он создал в конце 1950-х годов, взяв за основу фотоснимок 1912 года, и презентовал племяннику поэта Маю Митуричу-Хлебникову.

Черты современности в портрете сочетаются с символикой античности и романтизма. Лавровый венец — знак славы, мира и победы, украшение триумфаторов; кроме того, лавр был посвящен покровителю искусств Аполлону. Изображение в профиль вызывает ассоциацию с победителями, чьи портреты в таком же ракурсе чеканили на монетах. Скалы, море, летящий орел, на фоне которых стоит поэт, — романтические символы свободы и силы духа.

Согласно расхожему убеждению лавр защищает от молнии, хотя в отношении «любимцев Аполлона» поэт Иосиф Бродский опроверг это мнение, заметив:

#8

Поэты, как большие деревья, притягивают к себе молнии».Поэты, как большие деревья, притягивают к себе молнии.

#9

Портрет наводит на кредо Велимира Хлебникова, высказанное им в сверхповести «Зангези»:

#6
Мой разум, точный до одной энной,

Как уголь сердца, я вложил в мертвого пророка вселенной (…)
И понял вдруг: нет времени.
На крыльях поднят как орел, я видел сразу, что было и что будет…

#7
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Портрет Велимира Хлебникова в лавровом венке

Время создания
конец 1950-х годов
Место создания
СССР, город Москва
Размер
51,5x39,5 см
Техника
масло, холст
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%