Потомок княжеского рода, Андрей Михайлович Волконский (1933–2008 годы) родился в Женеве. В пять лет он исполнял свои фортепианные импровизации Сергею Рахманинову, а в 11 стал студентом Женевской консерватории.
В 1947 году семья Волконских вернулась в СССР. Андрей продолжил образование в Москве, у Евгения Иосифовича Месснера (композиция), Владимира Сергеевича Белова (фортепиано), на консерваторском курсе Юрия Александровича Шапорина. Однако студент был отчислен за неудовлетворительное знание марксизма-ленинизма (он, как и Хлебников, «растоптал басму [податную грамоту] Маркса»).
25 лет музыкант и композитор прожил в СССР, был «центром притяжения <творческих людей>, не желающих плыть по „курсу“», исполнял современную музыку и возрождал интерес к старинной: играл на органе и клавесине. «Сочинения ему мало. Поиски Истины продолжаются в исполнительстве», — писал о нем Иван Соколов.
Переводчик Луи Мартинез вспоминал, что князь «бредил Хлебниковым», считал его образцом для подражания. Хлебников искал Истину в слове, Волконский — в музыке.
Менее известен Волконский как художник. «Портрет Велимира в лавровом венке» он создал в конце 1950-х годов, взяв за основу фотоснимок 1912 года, и презентовал племяннику поэта Маю Митуричу-Хлебникову.
Черты современности в портрете сочетаются с символикой античности и романтизма. Лавровый венец — знак славы, мира и победы, украшение триумфаторов; кроме того, лавр был посвящен покровителю искусств Аполлону. Изображение в профиль вызывает ассоциацию с победителями, чьи портреты в таком же ракурсе чеканили на монетах. Скалы, море, летящий орел, на фоне которых стоит поэт, — романтические символы свободы и силы духа.
Согласно расхожему убеждению лавр защищает от молнии, хотя в отношении «любимцев Аполлона» поэт Иосиф Бродский опроверг это мнение, заметив: