В экспозиции Санкт-Петербургского Театрального музея представлены три портрета кисти художницы Алисы Ивановны Порет (1902–1984). На картинах изображены режиссер Всеволод Мейерхольд, актер Соломон Михоэлс и композитор Дмитрий Шостакович. Трое портретируемых не только выдающиеся деятели отечественного искусства, но и люди схожих жизненных обстоятельств. В прошлом столетии они подвергались преследованиям и травле. Для двоих жизнь закончилась трагически: Мейерхольд был расстрелян, Михоэлс погиб в подстроенной автокатастрофе.
Цикл создавался на протяжении всей жизни Алисы Порет, через эти образы художница пыталась осмыслить драматическую историю страны. Удивляет точность анализа, позволяющего не только верно увидеть прошедшую жизнь портретируемых, но и угадать перспективу.
Например, портрет Мейерхольда написан в 1936 году, за пять лет до трагической развязки. Шостакович нарисован в 1965 году, в более или менее благополучное для композитора годы, но при этом его фигуру со всех сторон опутывает колючая проволока. Проволокой связаны руки Шостаковича — у него нет возможности играть.
Портрет Соломона Михоэлса относится к 1976 году. Актер изображен в одной из своих лучших ролей — Короля Лира. Шекспировская история короля, потерявшего королевство, накладывается на историю Московского государственного еврейского театра, который остался без своего руководителя.
За этим портретным циклом встает судьба не только его героев, но и самой художницы, ученицы Кузьмы Петрова-Водкина и Павла Филонова. Уроки мастеров включали в себя не только занятия техникой, но и воспитание собственной позиции, без которой не могло бы быть этих и других ее работ.
Мастерство и нравственные качества Алисы Порет поставили художницу в центр ленинградской культурной жизни 1920–1930-х годов. Она дружила с обэриутами — так называли себя поэты «Объединения реального искусства». Так, известный обэриут Даниил Хармс посвящал художнице стихи.
Алиса Порет была знакома с драматургом Евгением Шварцем и писателем Михаилом Зощенко. В своем доме она организовала что-то вроде салона — для того, чтобы поговорить об искусстве и жизни, сюда приходили лучшие люди Ленинграда. Некоторых из гостей художница запечатлела в своем портретном цикле «Трагические судьбы России».
Цикл создавался на протяжении всей жизни Алисы Порет, через эти образы художница пыталась осмыслить драматическую историю страны. Удивляет точность анализа, позволяющего не только верно увидеть прошедшую жизнь портретируемых, но и угадать перспективу.
Например, портрет Мейерхольда написан в 1936 году, за пять лет до трагической развязки. Шостакович нарисован в 1965 году, в более или менее благополучное для композитора годы, но при этом его фигуру со всех сторон опутывает колючая проволока. Проволокой связаны руки Шостаковича — у него нет возможности играть.
Портрет Соломона Михоэлса относится к 1976 году. Актер изображен в одной из своих лучших ролей — Короля Лира. Шекспировская история короля, потерявшего королевство, накладывается на историю Московского государственного еврейского театра, который остался без своего руководителя.
За этим портретным циклом встает судьба не только его героев, но и самой художницы, ученицы Кузьмы Петрова-Водкина и Павла Филонова. Уроки мастеров включали в себя не только занятия техникой, но и воспитание собственной позиции, без которой не могло бы быть этих и других ее работ.
Мастерство и нравственные качества Алисы Порет поставили художницу в центр ленинградской культурной жизни 1920–1930-х годов. Она дружила с обэриутами — так называли себя поэты «Объединения реального искусства». Так, известный обэриут Даниил Хармс посвящал художнице стихи.
Алиса Порет была знакома с драматургом Евгением Шварцем и писателем Михаилом Зощенко. В своем доме она организовала что-то вроде салона — для того, чтобы поговорить об искусстве и жизни, сюда приходили лучшие люди Ленинграда. Некоторых из гостей художница запечатлела в своем портретном цикле «Трагические судьбы России».