Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Театральные легенды»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет Михоэлса С.М.

Время создания
1976 год
Место создания
Россия
Размер
55x48 см
Техника
холст, масло
8
Открыть в приложении
#3
В экспозиции Санкт-Петербургского Театрального музея представлены три портрета кисти художницы Алисы Ивановны Порет (1902–1984). На картинах изображены режиссер Всеволод Мейерхольд, актер Соломон Михоэлс и композитор Дмитрий Шостакович. Трое портретируемых не только выдающиеся деятели отечественного искусства, но и люди схожих жизненных обстоятельств. В прошлом столетии они подвергались преследованиям и травле. Для двоих жизнь закончилась трагически: Мейерхольд был расстрелян, Михоэлс погиб в подстроенной автокатастрофе.

Цикл создавался на протяжении всей жизни Алисы Порет, через эти образы художница пыталась осмыслить драматическую историю страны. Удивляет точность анализа, позволяющего не только верно увидеть прошедшую жизнь портретируемых, но и угадать перспективу.

Например, портрет Мейерхольда написан в 1936 году, за пять лет до трагической развязки. Шостакович нарисован в 1965 году, в более или менее благополучное для композитора годы, но при этом его фигуру со всех сторон опутывает колючая проволока. Проволокой связаны руки Шостаковича — у него нет возможности играть.

Портрет Соломона Михоэлса относится к 1976 году. Актер изображен в одной из своих лучших ролей — Короля Лира. Шекспировская история короля, потерявшего королевство, накладывается на историю Московского государственного еврейского театра, который остался без своего руководителя.

За этим портретным циклом встает судьба не только его героев, но и самой художницы, ученицы Кузьмы Петрова-Водкина и Павла Филонова. Уроки мастеров включали в себя не только занятия техникой, но и воспитание собственной позиции, без которой не могло бы быть этих и других ее работ.

Мастерство и нравственные качества Алисы Порет поставили художницу в центр ленинградской культурной жизни 1920–1930-х годов. Она дружила с обэриутами — так называли себя поэты «Объединения реального искусства». Так, известный обэриут Даниил Хармс посвящал художнице стихи.

Алиса Порет была знакома с драматургом Евгением Шварцем и писателем Михаилом Зощенко. В своем доме она организовала что-то вроде салона — для того, чтобы поговорить об искусстве и жизни, сюда приходили лучшие люди Ленинграда. Некоторых из гостей художница запечатлела в своем портретном цикле «Трагические судьбы России».
#9
Алиса Порет. Портрет Всеволода Мейерхольда. 1936 год
#10
Алиса Порет. Портрет Дмитрия Шостаковича. 1965 год
#8
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Портрет Михоэлса С.М.

Время создания
1976 год
Место создания
Россия
Размер
55x48 см
Техника
холст, масло
8
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%