Имам Кул Шариф по праву считается одним из наиболее ярких личностей в истории Казанского ханства. Его жизнь овеяна легендами, поэтому сегодня сложно отличить правду от вымысла. Однако татарский этнограф и просветитель Шигабутдин Марджани, по крупицам собирая сведения о Кул Шарифе, утверждал: да, этот человек действительно существовал, прожил яркую жизнь и погиб в 1552 году во время взятия Казани войсками царя Ивана Грозного.
Кул Шариф принадлежал к роду сейидов, то есть был прямым потомком пророка Мухаммеда. На это указывает и его имя, которое состоит из тюркского и арабского слов, означающих в переводе «святой раб». Последние исследования в области родословных сейидов показали, что Кул Шариф мог быть крымским потомком пророка.
Дата и место рождения Кул Шарифа неизвестны, однако по косвенным упоминаниям можно судить о том, что в Казани он появился не позднее 1530 года. Причем, к этому времени уже был духовным лидером казанских мусульман, которые сплотились в борьбе против Ивана Грозного. Известно, что Кул Шариф и его последователи из числа учеников создали воинское формирование, которое обороняло один из подступов к Казани. Во время штурма все они погибли.
Кул Шариф был не только религиозным деятелем, но и известным поэтом. Его авторству приписывают несколько стихотворений, а также «Книгу побед Казанского ханства». Исследование этих произведений показало, что для своего времени автор был очень образованным и интеллектуально развитым человеком, хорошо разбирался в истории, медицине, астрономии. Кроме этого, произведения, приписываемые Кул Шарифу, отличаются изящным слогом.
Как выглядел этот легендарный имам, доподлинно неизвестно. Возможно, в ХVI веке и существовали его портреты, однако после разорении Казани они не сохранились. Это заставило историков сомневаться в том, что Кул Шариф существовал на самом деле. В 1998 году казанский художник Нияз Хазиахметов написал его портрет, создав образ мудрого, справедливого и бесстрашного человека. По дошедшим до нас историческим сведениям, Кул Шариф был именно таким. Его богатые одежды и дворец на заднем плане указывают на знатное происхождение имама. Автору удалось очень достоверно передать атмосферу древней Казани, еще не разгромленной царскими войсками. Старинный богатый город, культурная и религиозная столица Казанского ханства, место, воспетое поэтами и летописцами, на защиту которого встали даже те, кто никогда не держал оружия в руках.
Кул Шариф принадлежал к роду сейидов, то есть был прямым потомком пророка Мухаммеда. На это указывает и его имя, которое состоит из тюркского и арабского слов, означающих в переводе «святой раб». Последние исследования в области родословных сейидов показали, что Кул Шариф мог быть крымским потомком пророка.
Дата и место рождения Кул Шарифа неизвестны, однако по косвенным упоминаниям можно судить о том, что в Казани он появился не позднее 1530 года. Причем, к этому времени уже был духовным лидером казанских мусульман, которые сплотились в борьбе против Ивана Грозного. Известно, что Кул Шариф и его последователи из числа учеников создали воинское формирование, которое обороняло один из подступов к Казани. Во время штурма все они погибли.
Кул Шариф был не только религиозным деятелем, но и известным поэтом. Его авторству приписывают несколько стихотворений, а также «Книгу побед Казанского ханства». Исследование этих произведений показало, что для своего времени автор был очень образованным и интеллектуально развитым человеком, хорошо разбирался в истории, медицине, астрономии. Кроме этого, произведения, приписываемые Кул Шарифу, отличаются изящным слогом.
Как выглядел этот легендарный имам, доподлинно неизвестно. Возможно, в ХVI веке и существовали его портреты, однако после разорении Казани они не сохранились. Это заставило историков сомневаться в том, что Кул Шариф существовал на самом деле. В 1998 году казанский художник Нияз Хазиахметов написал его портрет, создав образ мудрого, справедливого и бесстрашного человека. По дошедшим до нас историческим сведениям, Кул Шариф был именно таким. Его богатые одежды и дворец на заднем плане указывают на знатное происхождение имама. Автору удалось очень достоверно передать атмосферу древней Казани, еще не разгромленной царскими войсками. Старинный богатый город, культурная и религиозная столица Казанского ханства, место, воспетое поэтами и летописцами, на защиту которого встали даже те, кто никогда не держал оружия в руках.