Библейский сюжет картины «Бегство Марии с Иосифом и младенцем Иисусом» больше известен в изобразительном искусстве под устоявшимся названием «Отдых на пути в Египет».
В канонических текстах упоминание об этом событии встречается только в Евангелии от Матфея, и там описано очень кратко. Все более подробные описания содержатся в многочисленных апокрифах, то есть в неканонической религиозной литературе. Отсюда — многообразие художественной интерпретации этого сюжета в изобразительном искусстве. Неизменными остаются только основные персонажи: Иосиф, Мария и младенец Иисус. На большинстве картин также присутствует осел — его либо ведет Иосиф, пока Мария и Иисус едут верхом, либо он стоит поодаль, как на картине из коллекции Зарайского музея. Иногда в сюжете также присутствуют три сына Иосифа и повитуха Саломе или ангелы.
Согласно Евангелию от Матфея, Святое Семейство вынуждено было бежать от преследования царя Ирода. Волхвы, желавшие уберечь Спасителя, не выдали царю его местонахождение, и Ирод приказал вырезать всех младенцев младше двух лет. Тогда Иосифу во сне явился ангел, повелевший: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2:13). Так семейство отправилось в далекий путь, и вернулись они лишь после смерти Ирода. Но по возвращении поселились уже не в Вифлееме, а в Назарете.
Апокрифы наделяют этот рассказ разными подробностями о чудесах, происходивших со странниками в их путешествии. Например, Евангелие от Псевдо-Матфея повествует о том, что Младенец приказал пальме наклониться к земле, чтобы дать Богородице вкусить висящие на ней плоды. Дерево, повинуясь приказам Иисуса, склонилось. А когда вновь возвратилось на место, из его корней начали бить родники с питьевой водой, что позволило путникам вдоволь утолить жажду.
Повествует этот апокриф и о сюжете, отголоски которого мы видим на картине «Бегство Марии с Иосифом и младенцем Иисусом» из коллекции Зарайского кремля. Оказавшись в Гермополе, в месте под названием Сатина, Иисус и его родители приблизились к крупному языческому храму. В нем было столько статуй, сколько дней в году.
Как только Пресвятая Богородица с младенцем Христом на руках переступила порог святилища, все статуи рухнули на землю и разбились. Это символизировало приход вместе со Спасителем новой веры, старые же храмы с их богами должны были пасть.
В канонических текстах упоминание об этом событии встречается только в Евангелии от Матфея, и там описано очень кратко. Все более подробные описания содержатся в многочисленных апокрифах, то есть в неканонической религиозной литературе. Отсюда — многообразие художественной интерпретации этого сюжета в изобразительном искусстве. Неизменными остаются только основные персонажи: Иосиф, Мария и младенец Иисус. На большинстве картин также присутствует осел — его либо ведет Иосиф, пока Мария и Иисус едут верхом, либо он стоит поодаль, как на картине из коллекции Зарайского музея. Иногда в сюжете также присутствуют три сына Иосифа и повитуха Саломе или ангелы.
Согласно Евангелию от Матфея, Святое Семейство вынуждено было бежать от преследования царя Ирода. Волхвы, желавшие уберечь Спасителя, не выдали царю его местонахождение, и Ирод приказал вырезать всех младенцев младше двух лет. Тогда Иосифу во сне явился ангел, повелевший: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2:13). Так семейство отправилось в далекий путь, и вернулись они лишь после смерти Ирода. Но по возвращении поселились уже не в Вифлееме, а в Назарете.
Апокрифы наделяют этот рассказ разными подробностями о чудесах, происходивших со странниками в их путешествии. Например, Евангелие от Псевдо-Матфея повествует о том, что Младенец приказал пальме наклониться к земле, чтобы дать Богородице вкусить висящие на ней плоды. Дерево, повинуясь приказам Иисуса, склонилось. А когда вновь возвратилось на место, из его корней начали бить родники с питьевой водой, что позволило путникам вдоволь утолить жажду.
Повествует этот апокриф и о сюжете, отголоски которого мы видим на картине «Бегство Марии с Иосифом и младенцем Иисусом» из коллекции Зарайского кремля. Оказавшись в Гермополе, в месте под названием Сатина, Иисус и его родители приблизились к крупному языческому храму. В нем было столько статуй, сколько дней в году.
Как только Пресвятая Богородица с младенцем Христом на руках переступила порог святилища, все статуи рухнули на землю и разбились. Это символизировало приход вместе со Спасителем новой веры, старые же храмы с их богами должны были пасть.