Польский художник Иосиф Иванович Олешкевич родился в 1777 году под Минском в семье провинциального музыканта. Учился в Виленском университете на факультете изящных искусств, а в дальнейшем совершенствовал свое мастерство в Париже, Дрездене. Его учителями были такие признанные художники, как Жан Огюст Доминик Энгр и Жак-Луи Давид.
Олешкевич долгое время работал в Петербурге, где занимался в основном написанием портретов. Среди его моделей были члены императорского дома, а сам художник отличался высокой эрудицией, обладал глубокими энциклопедическими знаниями, пользовался уважением в высшем обществе.
Помимо портретов Иосиф Иванович писал картины с историческими, мифологическими и религиозными сюжетами. Особую известность в Санкт-Петербурге Олешкевичу принесло его высокое положение в масонской среде. В 1822 году он стал главой петербургской ложи «Белого Орла».
Представленный портрет — яркий пример романтического направления в портретной живописи первой половины XIX века. На картине изображена Софья Станиславовна Киселева, урожденная Потоцкая.
Софья была дочерью польского магната Станислава Щенсного Потоцкого и Софии Константиновны Потоцкой по прозвищу Глявоне, знаменитой красавицы и авантюристки. Ее детство прошло в родовых дворцах в Тульчине и Умани на территории современной Украины. Часть года вместе с семьей она проводила в Крыму, где в Массандре находилось имение их матери.
Олешкевич долгое время работал в Петербурге, где занимался в основном написанием портретов. Среди его моделей были члены императорского дома, а сам художник отличался высокой эрудицией, обладал глубокими энциклопедическими знаниями, пользовался уважением в высшем обществе.
Помимо портретов Иосиф Иванович писал картины с историческими, мифологическими и религиозными сюжетами. Особую известность в Санкт-Петербурге Олешкевичу принесло его высокое положение в масонской среде. В 1822 году он стал главой петербургской ложи «Белого Орла».
Представленный портрет — яркий пример романтического направления в портретной живописи первой половины XIX века. На картине изображена Софья Станиславовна Киселева, урожденная Потоцкая.
В 17 лет девушка начала выезжать на петербургские балы, где, как и мать, славилась красотой. Будущая графиня познакомилась с Александром Пушкиным, который отметил ее «поэтическое воображение». По мнению ряда исследователей творчества Пушкина, именно Софья стала музой великого поэта, вдохновившей его на написание поэмы «Бахчисарайский фонтан». Софья Станиславовна рассказала Пушкину крымскую легенду о трагической любви хана Гирея и польки Марии, которой после смерти поставили памятник — фонтан слёз.
По мнению комментаторов поэта, ей же посвящено пушкинское стихотворение «Платоническая любовь» (1819).
В 1821 году в Одессе Софья обвенчалась с начальником штаба второй армии генералом Павлом Киселевым, но этот брак оказался неудачным. С 1834 года супруги стали жить раздельно.
Софья покинула родной Тульчин и поселилась в Париже. Получив в наследство огромное состояние, старая графиня увлеклась азартными играми и впоследствии стала прототипом Антониды Васильевны Тарасевичевой в романе Достоевского «Игрок».