Портрет Петра I на троне
Время создания
1-я четверть XVIII века
Размер
119,3x97,8 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
2
Открыть в приложении#1
Неизвестный художник XVIII века
Портрет Петра I на троне
#3
#2
Этот портрет Петра I создал неизвестный художник в первой четверти XVIII века. Большой размер холста придал камерному портрету парадность, подобающую царскому изображению. Правитель сидит на троне, держа в руках маршальский жезл — знак отличия великих полководцев. Военачальники во время парадов обычно приветствовали солдат поднятым жезлом. Автор вписал композицию картины в круг. Плавно-округлые линии он также повторил в спинке престола, складках мантии и фигуре самого государя.
#4
Портреты императора
#5
Петр I позировал далеко не каждому мастеру. Чаще всего художники копировали самые удачные образы, созданные с натуры. С оригинальными изображениями выпускали гравюры, с которых живописцы снова писали картины. Первым таким образцом-идеалом стал портрет кисти Годфри Неллера 1697 года. Гравер Джон Смит сделал с него поясную гравюру, и с нее потом было создано около 70 вариантов изображения. Еще одним важным типом признают вариант Луи Каравака 1716 года, где Петр стоит на фоне побережья и кораблей.
<br>
Эта работа неизвестного автора объединила в себе черты ранних портретов правителя кисти Иоганна Готфрида Таннауэра. В этих картинах Петр I появлялся в образе героя-полководца на фоне сражений: «Петр в Полтавской битве» 1710-х годов, «Портрет Петра Великого» 1716 года и портрет Петра I для дома Черноголовых в Риге 1711 года. На них правитель был изображен в царской мантии, в латах поверх кожаного коричневого кафтана, с маршальским жезлом в руке. Однако полностью идентичного по композиции портрета Петра I исследователи не обнаружили.
#6
Таннауэр работал в России с 1711 по 1737 годы. Он прибыл ко двору накануне Прутского похода, поэтому государь взял живописца с собой на войну. Рассказывают, что в походе Таннауэр потерял всё имущество, но постоянно оставался при государе. По возвращении царь назначил его гофмалером, то есть придворным художником. Всего при дворе Петра их было трое: Иоганн Готфрид Таннауэр с 1711 года, Луи Каравак с 1716-го и любимец царя Иван Никитин с 1720-го.
Изображений великого императора сохранилось огромное количество: от первого портрета в «Царском титулярнике» — историческом справочнике тех лет — до трех разных портретов на смертном одре. Последние портреты с натуры написали все те же три придворных художника Никитин, Каравак и Таннауер.
Изображений великого императора сохранилось огромное количество: от первого портрета в «Царском титулярнике» — историческом справочнике тех лет — до трех разных портретов на смертном одре. Последние портреты с натуры написали все те же три придворных художника Никитин, Каравак и Таннауер.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Портрет Петра I на троне
Время создания
1-я четверть XVIII века
Размер
119,3x97,8 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться