На портрете изображен пожилой мужчина со светлыми глазами, седыми волосами и пышной бородой. Его прямой пристальный взгляд обращен к зрителям.
Этот портрет в коллекции музея оказался самым сложным: исследователи не смогли определить, кто на нем написан. Картину создал анонимный художник, на ней отсутствуют записи и пометки. Работу приобрели вместе с портретом купчихи Евдокии Сорокиной-Усовой, который был написан в 1817 году. Предположительно, на полотне художник также изобразил одного из представителей купеческой семьи Сорокиных-Усовых. Но парным портрет быть не мог: на подобных семейных картинах мужа и жену изображали так, чтобы они обязательно смотрели друг на друга. А оба персонажа этих портретов смотрят в одну и ту же сторону — их головы повернуты влево (для зрителя — вправо).
Кроме того, не совпадает и время создания двух этих полотен. Исследователи предполагают, что образ неизвестного купца был написан гораздо позже. Об этом говорит одежда: двубортный европейский сюртук темного цвета. На левой стороне груди в петлице художник выписал серебристый наградной знак: небольшой крест с расходящимися лучами. Он крепится к серебристой колодке с красной ленточкой. Исследователи предполагают, что наряд может соответствовать первой трети XIX столетия.
Портрет, представленный в экспозиции музея, относится к «социально-этическому примитиву». Такие работы находились на стыке профессионального и непрофессионального искусства. Они обозначали сословную принадлежность и отражали ценности купечества: уважение к предкам и к семейному делу. Существовали определенные каноны: художник писал персонажа на темном однотонном фоне, особо выделял лицо и руки, а детали интерьера обычно отсутствовали.
Кроме того, портреты сообщали ценные сведения о персонажах: их семейное положение, состояние капитала, место в обществе. В имущественных описях XVIII–XIX веков портреты считались не только художественными произведениями, но и своеобразными документами, которые подтверждали личность. На обороте холста записывали «анкетные данные»: о рождении, семейном и общественном положении. На картине из коллекции музея такие пометки отсутствуют.
Этот портрет в коллекции музея оказался самым сложным: исследователи не смогли определить, кто на нем написан. Картину создал анонимный художник, на ней отсутствуют записи и пометки. Работу приобрели вместе с портретом купчихи Евдокии Сорокиной-Усовой, который был написан в 1817 году. Предположительно, на полотне художник также изобразил одного из представителей купеческой семьи Сорокиных-Усовых. Но парным портрет быть не мог: на подобных семейных картинах мужа и жену изображали так, чтобы они обязательно смотрели друг на друга. А оба персонажа этих портретов смотрят в одну и ту же сторону — их головы повернуты влево (для зрителя — вправо).
Кроме того, не совпадает и время создания двух этих полотен. Исследователи предполагают, что образ неизвестного купца был написан гораздо позже. Об этом говорит одежда: двубортный европейский сюртук темного цвета. На левой стороне груди в петлице художник выписал серебристый наградной знак: небольшой крест с расходящимися лучами. Он крепится к серебристой колодке с красной ленточкой. Исследователи предполагают, что наряд может соответствовать первой трети XIX столетия.
Портрет, представленный в экспозиции музея, относится к «социально-этическому примитиву». Такие работы находились на стыке профессионального и непрофессионального искусства. Они обозначали сословную принадлежность и отражали ценности купечества: уважение к предкам и к семейному делу. Существовали определенные каноны: художник писал персонажа на темном однотонном фоне, особо выделял лицо и руки, а детали интерьера обычно отсутствовали.
Кроме того, портреты сообщали ценные сведения о персонажах: их семейное положение, состояние капитала, место в обществе. В имущественных описях XVIII–XIX веков портреты считались не только художественными произведениями, но и своеобразными документами, которые подтверждали личность. На обороте холста записывали «анкетные данные»: о рождении, семейном и общественном положении. На картине из коллекции музея такие пометки отсутствуют.