Искусство Виктора Карловича Штемберга (1863–1921) было близко салонному академизму, который долгое время не приветствовался в художественной среде. Вместе с этим его высокий профессионализм как портретиста был по достоинству оценен в высших кругах общества в конце XIX — начале XX века.
В течение своей жизни Виктор Карлович написал много художественных работ по заказам. Среди его клиентов были особы императорской фамилии, а также Шереметевы, Юсуповы и другие представители высшей знати.
Виктор Штемберг родился в Москве в семье обрусевших немцев, учился как вольноприходящий ученик в Петербургской академии художеств, потом в Москве, в училище живописи, ваяния и зодчества, а после и за границей — в Париже, в 1885–1887 годах. В начале 1890-х Штемберг начал преподавать рисование в собственной школе, которую открыл вместе с художником Леонидом Осиповичем Пастернаком.
Виктор Карлович участвовал в Товариществе передвижных художественных выставок, в экспозициях Общества художников имени Архипа Ивановича Куинджи. В 1913–1914 годах Виктор Штемберг устроил персональную выставку в Петербурге. С 1917 года художник проживал в Петрограде. После Октябрьской революции выполнял портреты революционеров, членов партии, работал и над портретами Владимира Ильича Ленина.
Искусствоведы отмечали, что Виктору Карловичу особенно удавались женские портреты с тщательной проработкой деталей одежды. В этом смысле портрет монахини из коллекции Липецкого областного краеведческого музея выступает контрастом по отношению к другим работам художника.
Монашеское одеяние не портит красивого молодого лица героини произведения. Даже наоборот, оно помогает художнику сосредоточиться на раскрытии внутреннего мира монахини, подчеркивает одухотворенность ее натуры.
Взгляд монахини полон веры и надежды, устремлен в небеса. Сдержанная полуулыбка показывает силу ее чувств, они спрятаны глубоко внутри и не могут быть выражены в свободной форме по причине жизненного пути, который выбрала героиня полотна. Цветовая гамма картины будто ведет наш взгляд снизу вверх, от темного к светлому.
В течение своей жизни Виктор Карлович написал много художественных работ по заказам. Среди его клиентов были особы императорской фамилии, а также Шереметевы, Юсуповы и другие представители высшей знати.
Виктор Штемберг родился в Москве в семье обрусевших немцев, учился как вольноприходящий ученик в Петербургской академии художеств, потом в Москве, в училище живописи, ваяния и зодчества, а после и за границей — в Париже, в 1885–1887 годах. В начале 1890-х Штемберг начал преподавать рисование в собственной школе, которую открыл вместе с художником Леонидом Осиповичем Пастернаком.
Виктор Карлович участвовал в Товариществе передвижных художественных выставок, в экспозициях Общества художников имени Архипа Ивановича Куинджи. В 1913–1914 годах Виктор Штемберг устроил персональную выставку в Петербурге. С 1917 года художник проживал в Петрограде. После Октябрьской революции выполнял портреты революционеров, членов партии, работал и над портретами Владимира Ильича Ленина.
Искусствоведы отмечали, что Виктору Карловичу особенно удавались женские портреты с тщательной проработкой деталей одежды. В этом смысле портрет монахини из коллекции Липецкого областного краеведческого музея выступает контрастом по отношению к другим работам художника.
Монашеское одеяние не портит красивого молодого лица героини произведения. Даже наоборот, оно помогает художнику сосредоточиться на раскрытии внутреннего мира монахини, подчеркивает одухотворенность ее натуры.
Взгляд монахини полон веры и надежды, устремлен в небеса. Сдержанная полуулыбка показывает силу ее чувств, они спрятаны глубоко внутри и не могут быть выражены в свободной форме по причине жизненного пути, который выбрала героиня полотна. Цветовая гамма картины будто ведет наш взгляд снизу вверх, от темного к светлому.