Секрет изготовления трисценорамы описал Фелипе Нуньес в XVII веке, в трактате «Искусство поэзии, живописи и симметрии с принципами перспективы», который был опубликован в Лиссабоне в 1615 году. Одна из глав получила название «Как сделать панель с тремя фигурами, из которых каждая видна отдельно».
В этой технике иногда выполняли как картины, так и иконы. При изготовлении на основу наносилось центральное изображение. Затем отдельно выполнялись два других изображения, которые разрезались на полоски и размещались на тонких пластинах. Они прикреплялись с определенным интервалом перпендикулярно поверхности основного изображения вплотную к нему. В результате при смене ракурса картины или иконы неожиданно перед зрителем возникали друг за другом три разных изображения.
С середины XVIII и до конца XIX столетия трисценорамы были очень популярны. Для изготовления пластин использовали самые разные материалы: стекло, картон, натянутую ткань, бумагу, тонкие дощечки. У ранних образцов изображение разделялось на 8–10 полос, но после появления литографии и других дешевых способов печати количество пластин увеличилось.
На иконе-трисценораме из коллекции Липецкого краеведческого музея под разными углами видны изображения Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Бога Отца не видел никто и никогда, изображение Его в виде седобородого старца появилось благодаря упоминанию в Ветхом Завете о видении пророка Даниила, в котором ему явился некий старец Ветхими днями.
Икона изображает только человеческую природу Христа, потому что его божественную природу изобразить невозможно. Святой Фёдор Студит писал: «Христос, будучи изображенным, остается непостижимым». Святой Дух изображается в виде голубя, так как в Евангелии от Иоанна рассказывается о явлении Духа Святого в виде этой птицы во время крещения Христа.
Эта уникальная икона была сделана во второй половине XIX века прихожанином Троицкого храма города Липецка. Она находилась в церкви до ее закрытия, а в 1930 году была передана музею. В 1931-м храм Святой Троицы был разрушен. В настоящее время иконы в технике трисценорамы очень редко встречаются как в собраниях музеев, так и в частных коллекциях.
Четыре трисценорамы находятся в коллекции Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге. Одна из известных работ предположительно XVI или XVII века в этой технике — Saint Francis of Assisi, Saint Francis de Paul, and Saint Peter penitent хранится в Wellcome Library Лондона.
В этой технике иногда выполняли как картины, так и иконы. При изготовлении на основу наносилось центральное изображение. Затем отдельно выполнялись два других изображения, которые разрезались на полоски и размещались на тонких пластинах. Они прикреплялись с определенным интервалом перпендикулярно поверхности основного изображения вплотную к нему. В результате при смене ракурса картины или иконы неожиданно перед зрителем возникали друг за другом три разных изображения.
С середины XVIII и до конца XIX столетия трисценорамы были очень популярны. Для изготовления пластин использовали самые разные материалы: стекло, картон, натянутую ткань, бумагу, тонкие дощечки. У ранних образцов изображение разделялось на 8–10 полос, но после появления литографии и других дешевых способов печати количество пластин увеличилось.
На иконе-трисценораме из коллекции Липецкого краеведческого музея под разными углами видны изображения Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Бога Отца не видел никто и никогда, изображение Его в виде седобородого старца появилось благодаря упоминанию в Ветхом Завете о видении пророка Даниила, в котором ему явился некий старец Ветхими днями.
Икона изображает только человеческую природу Христа, потому что его божественную природу изобразить невозможно. Святой Фёдор Студит писал: «Христос, будучи изображенным, остается непостижимым». Святой Дух изображается в виде голубя, так как в Евангелии от Иоанна рассказывается о явлении Духа Святого в виде этой птицы во время крещения Христа.
Эта уникальная икона была сделана во второй половине XIX века прихожанином Троицкого храма города Липецка. Она находилась в церкви до ее закрытия, а в 1930 году была передана музею. В 1931-м храм Святой Троицы был разрушен. В настоящее время иконы в технике трисценорамы очень редко встречаются как в собраниях музеев, так и в частных коллекциях.
Четыре трисценорамы находятся в коллекции Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге. Одна из известных работ предположительно XVI или XVII века в этой технике — Saint Francis of Assisi, Saint Francis de Paul, and Saint Peter penitent хранится в Wellcome Library Лондона.