«Портрет молодого человека», созданный художником Доменико Дзампьери в XVII веке, позволяет хорошо познакомиться с техникой «кьяроскуро». В переводе с итальянского «chiaroscuro» буквально означает «светотень». В целом этот термин имеет много значений, но именно в живописи он обозначает особенно резкие переходы из черноты в свет, как будто сцену осветили ярким фонарем. Эту технику ввел в моду мастер, живший на рубеже XVI–XVII веков — Караваджо. Очень узнаваемый стиль художника породил волну подражаний, из-за чего даже появился термин «караваджизм».
В этой работе ярко проявились принципы караваджизма. Помимо техники кьяроскуро об этом говорит реалистичность манеры письма. Цвет кожи героя выглядит неидеальным: в нем присутствуют землистые оттенки. Художник использовал мрачноватые тона даже для сильно высветленных частей фигуры — кажется, что юноша находится в плохо освещённой комнате. Возможно, этот портрет стал подготовительной работой к более сложной композиции. При взгляде на полотно не покидает чувство, будто внимание юноши приковано к чему-то за пределами холста — не исключено, что в дальнейшем мастер написал героя в большой картине среди других персонажей.
Доменико Дзампьери родился на севере Италии в Болонье. В ранний период своего творчества он испытал влияние Караваджо, но в дальнейшем его признавали одним из самых способных представителей болонского академизма — школы, разработавшей систему правил, по которым нужно было создавать «идеальную живопись». Основателями болонского академизма были братья Карраччи — Доменико Дзампьери учился у них, ориентируясь на произведения Рафаэля и Корреджо как на идеальные образцы. В своем творчестве он стремился превзойти несовершенство природы, развивая идею идеальной красоты.
До середины XIX века его считали одним из величайших мастеров в истории Европы. Художника называли подлинным наследником Рафаэля, о легкости его кисти слагали стихи, монархи ссорились за приобретение его картин. Он работал в Болонье, Риме и Неаполе, писал картины и фрески на религиозные и мифологические сюжеты, а также портреты и пейзажи.
«Портрет молодого человека» поступил в музей из коллекции Андрея Лихачева — большого ценителя западноевропейской живописи.
В этой работе ярко проявились принципы караваджизма. Помимо техники кьяроскуро об этом говорит реалистичность манеры письма. Цвет кожи героя выглядит неидеальным: в нем присутствуют землистые оттенки. Художник использовал мрачноватые тона даже для сильно высветленных частей фигуры — кажется, что юноша находится в плохо освещённой комнате. Возможно, этот портрет стал подготовительной работой к более сложной композиции. При взгляде на полотно не покидает чувство, будто внимание юноши приковано к чему-то за пределами холста — не исключено, что в дальнейшем мастер написал героя в большой картине среди других персонажей.
Доменико Дзампьери родился на севере Италии в Болонье. В ранний период своего творчества он испытал влияние Караваджо, но в дальнейшем его признавали одним из самых способных представителей болонского академизма — школы, разработавшей систему правил, по которым нужно было создавать «идеальную живопись». Основателями болонского академизма были братья Карраччи — Доменико Дзампьери учился у них, ориентируясь на произведения Рафаэля и Корреджо как на идеальные образцы. В своем творчестве он стремился превзойти несовершенство природы, развивая идею идеальной красоты.
До середины XIX века его считали одним из величайших мастеров в истории Европы. Художника называли подлинным наследником Рафаэля, о легкости его кисти слагали стихи, монархи ссорились за приобретение его картин. Он работал в Болонье, Риме и Неаполе, писал картины и фрески на религиозные и мифологические сюжеты, а также портреты и пейзажи.
«Портрет молодого человека» поступил в музей из коллекции Андрея Лихачева — большого ценителя западноевропейской живописи.