Портрет купчихи Киселевой был написан примерно в 1830-е годы. В это время купеческий портрет выделился в отдельный самобытный жанр со своими художественными канонами.
Портреты представителей купеческих родов XVIII — начала XIX века художники выполняли на заказ в основном для семейных галерей. Их писали нечасто, обычно в честь каких-либо важных событий. Также портреты заказывали для благотворительных заведений или государственных учреждений. Мастера, создававшие эти полотна, как правило, оставались анонимными.
Жанр существовал на стыке профессионального и примитивного искусства и вобрал в себя черты обоих этих направлений. Купеческий портрет был близок к религиозной живописи, поскольку многие купцы были старообрядцами. Моделей изображали в определенных позах, на темном однородном фоне. Большое значение имела одежда. Это могли быть русские «народные» костюмы или одежда по последней моде того времени. Купчих изображали в платках и шалях, в украшениях из жемчуга: серьгах, кольцах, перстнях. На портретах они чаще всего были повернуты в три четверти, правая рука прикрывала левую. Чтобы придать образу эмоциональности и мягкости, художники выписывали в руках женщин платок.
На таких портретах не всегда соблюдались строгие пропорции, как и в примитивном искусстве. Фигуры были несколько уплощенными, для одежды выбирали яркие локальные цвета, фактуру тканей и детали интерьера чаще всего не прописывали. Художники стремились создать определенный образ: уверенной, солидной, богопослушной замужней женщины. Этот образ должен был отражать уважение к роду и носить назидательный характер.
Купчиха на портрете неизвестного художника принадлежала к роду известных в Муроме купцов Киселевых. Портрет, как и парные образы четы Киселевых, попал в коллекцию музея из их фамильной галереи.
Художник представил модель в упрощенном «русском» наряде. Киселева одета в красное платье, которое мастер написал без объема и деталей. Головной убор подобран ему в тон, передняя часть расшита жемчугом. На плечи купчиха надела светлую шаль с орнаментом из «огурцов» — миндалевидных узоров с заостренным и загнутым верхним концом. Поверх шали накинут белый шелковый платок. Предположительно, это традиционный аксессуар — платок-«ширинка», который модели на других купеческих портретах держат в руках.
Портреты представителей купеческих родов XVIII — начала XIX века художники выполняли на заказ в основном для семейных галерей. Их писали нечасто, обычно в честь каких-либо важных событий. Также портреты заказывали для благотворительных заведений или государственных учреждений. Мастера, создававшие эти полотна, как правило, оставались анонимными.
Жанр существовал на стыке профессионального и примитивного искусства и вобрал в себя черты обоих этих направлений. Купеческий портрет был близок к религиозной живописи, поскольку многие купцы были старообрядцами. Моделей изображали в определенных позах, на темном однородном фоне. Большое значение имела одежда. Это могли быть русские «народные» костюмы или одежда по последней моде того времени. Купчих изображали в платках и шалях, в украшениях из жемчуга: серьгах, кольцах, перстнях. На портретах они чаще всего были повернуты в три четверти, правая рука прикрывала левую. Чтобы придать образу эмоциональности и мягкости, художники выписывали в руках женщин платок.
На таких портретах не всегда соблюдались строгие пропорции, как и в примитивном искусстве. Фигуры были несколько уплощенными, для одежды выбирали яркие локальные цвета, фактуру тканей и детали интерьера чаще всего не прописывали. Художники стремились создать определенный образ: уверенной, солидной, богопослушной замужней женщины. Этот образ должен был отражать уважение к роду и носить назидательный характер.
Купчиха на портрете неизвестного художника принадлежала к роду известных в Муроме купцов Киселевых. Портрет, как и парные образы четы Киселевых, попал в коллекцию музея из их фамильной галереи.
Художник представил модель в упрощенном «русском» наряде. Киселева одета в красное платье, которое мастер написал без объема и деталей. Головной убор подобран ему в тон, передняя часть расшита жемчугом. На плечи купчиха надела светлую шаль с орнаментом из «огурцов» — миндалевидных узоров с заостренным и загнутым верхним концом. Поверх шали накинут белый шелковый платок. Предположительно, это традиционный аксессуар — платок-«ширинка», который модели на других купеческих портретах держат в руках.