Жанр купеческого портрета, в котором художник Афанасий Веселов написал купца Тимофея Суздальцева, принято относить к примитивному искусству. Он возник к XVIII веку, когда купеческое сословие стало одним из самых многочисленных. Многие художники в это время писали купцов и купчих на своих картинах.
Суздальцев позирует художнику в темном приталенном сюртуке и белоснежной рубашке с маленьким округлым воротником. Под ним завязан шейный полосатый платок с распущенными концами. Правая рука купца согнута в таком положении, будто он опирается на спинку или подлокотник кресла.
Портреты стали символом высокого положения в обществе. Изначально к художникам обращались лишь царские особы и аристократы. Позже картины стали заказывать для своих домов и купцы. Однако работы придворных живописцев стоили дорого, поэтому купеческие портреты, как правило, создавали провинциальные мастера. Многие из них остались анонимными.
Портреты провинциальных живописцев по художественным приемам и мастерству уступали работам, которые создавали профессиональные художники. Поэтому их часто сравнивали с лубочным искусством. В них не так строго соблюдались пропорции, многие мелкие детали оставались не прописанными.
В то же время купеческие портреты создавали по строгим правилам. Основное внимание мастера уделяли моделям: тщательнее всего выписывали лица и руки, стремились добиться максимального сходства.
Фон на купеческих портретах не должен был отвлекать внимание. Поэтому обычно его делали однотонным и использовали приглушенные цвета. Детали интерьера не изображали совсем или обозначали какую-то одну. Она должна была дополнительно раскрывать характер или образ жизни персонажа: например стул, на котором купец работал в своем кабинете, или книга у него в руках.
На портретах купцы были представлены по грудь или по пояс, а ракурс мастера выбирали в три четверти. Такой ракурс стал каноничным неспроста: обычно художники писали на заказ парные портреты — купца и его жены. Их изображали смотрящими друг на друга, женщина находилась по правую руку от супруга.
Для платьев, костюмов или отдельных деталей одежды могли использовать локальные яркие цвета. Складки одежды, фактуру материалов особо не прописывали. Исключение составляли детали, которые указывали на сословную принадлежность и социальный статус модели: крупные дорогие украшения, купеческие награды, обручальные кольца.
Суздальцев позирует художнику в темном приталенном сюртуке и белоснежной рубашке с маленьким округлым воротником. Под ним завязан шейный полосатый платок с распущенными концами. Правая рука купца согнута в таком положении, будто он опирается на спинку или подлокотник кресла.
Портреты стали символом высокого положения в обществе. Изначально к художникам обращались лишь царские особы и аристократы. Позже картины стали заказывать для своих домов и купцы. Однако работы придворных живописцев стоили дорого, поэтому купеческие портреты, как правило, создавали провинциальные мастера. Многие из них остались анонимными.
Портреты провинциальных живописцев по художественным приемам и мастерству уступали работам, которые создавали профессиональные художники. Поэтому их часто сравнивали с лубочным искусством. В них не так строго соблюдались пропорции, многие мелкие детали оставались не прописанными.
В то же время купеческие портреты создавали по строгим правилам. Основное внимание мастера уделяли моделям: тщательнее всего выписывали лица и руки, стремились добиться максимального сходства.
Фон на купеческих портретах не должен был отвлекать внимание. Поэтому обычно его делали однотонным и использовали приглушенные цвета. Детали интерьера не изображали совсем или обозначали какую-то одну. Она должна была дополнительно раскрывать характер или образ жизни персонажа: например стул, на котором купец работал в своем кабинете, или книга у него в руках.
На портретах купцы были представлены по грудь или по пояс, а ракурс мастера выбирали в три четверти. Такой ракурс стал каноничным неспроста: обычно художники писали на заказ парные портреты — купца и его жены. Их изображали смотрящими друг на друга, женщина находилась по правую руку от супруга.
Для платьев, костюмов или отдельных деталей одежды могли использовать локальные яркие цвета. Складки одежды, фактуру материалов особо не прописывали. Исключение составляли детали, которые указывали на сословную принадлежность и социальный статус модели: крупные дорогие украшения, купеческие награды, обручальные кольца.