В экспозиции представлен портрет купца Тимофея Суздальцева, подписанный художником Федором Семеновым. В наши дни это единственная работа его кисти, известная искусствоведам. О Семенове не сохранилось никаких сведений, однако в документе конца XVIII века упоминаются купцы 3-й гильдии с такой фамилией — возможно, автор данного портрета был потомком одного из них.
На портрете Семенов изобразил Суздальцева в подростковом возрасте. Купцу неполных 15 лет, но из-за детских черт лица он выглядит младше. В то же время Семенов придал его образу характерные для купеческого портрета черты: у Суздальцева глубокий и сосредоточенный взгляд, простая и естественная поза. Он пострижен и одет по взрослой моде. На нем черный приталенный сюртук с чуть приподнятыми плечами и воротником, белая в широкую полоску рубашка с высоким стоячим воротником, а на шее завязан коричневый платок.
Тимофей Суздальцев родился в одной из самых влиятельных и богатых купеческих династий Мурома. Он был родственником купцов Василия и Федора Суздальцевых, портреты которых также хранятся в коллекции музея. Дед Тимофея Суздальцева был хозяином первого в городе полотняного заведения и лавочных корпусов на Торговой площади, а также трижды избирался городским головой Мурома.
Жанр купеческого портрета возник в XVIII веке на стыке профессионального и примитивного искусства. В это время купеческое сословие играло важную роль в экономике и обществе России. Купцов, их жен и детей стали часто изображать на портретах.
На купеческий портрет оказала влияние парсуна — ранний жанр портрета в Русском царстве, который был близок к иконописи. Слово «парсуна» было искаженным вариантом латинского «персона», которое означало «особа, личность». Позже, в XVII веке, появилось синонимичное ему понятие «портрет». Первоначально в парсуне портретное сходство было довольно условным: определить, кто изображен на картине, можно было по специальным атрибутам и надписям.
Мастера купеческого портрета, наоборот, стремились достичь точного сходства с портретируемым. Однако, как и на парсунах, они изображали моделей по грудь или по пояс, выбирая ракурс в три четверти, особое внимание уделяли лицу и рукам.
Кроме того, художники стремились подчеркнуть общественный статус портретируемых и изображали их в образах примерных граждан и семьянинов, образцовых наследников и других.
На портрете Семенов изобразил Суздальцева в подростковом возрасте. Купцу неполных 15 лет, но из-за детских черт лица он выглядит младше. В то же время Семенов придал его образу характерные для купеческого портрета черты: у Суздальцева глубокий и сосредоточенный взгляд, простая и естественная поза. Он пострижен и одет по взрослой моде. На нем черный приталенный сюртук с чуть приподнятыми плечами и воротником, белая в широкую полоску рубашка с высоким стоячим воротником, а на шее завязан коричневый платок.
Тимофей Суздальцев родился в одной из самых влиятельных и богатых купеческих династий Мурома. Он был родственником купцов Василия и Федора Суздальцевых, портреты которых также хранятся в коллекции музея. Дед Тимофея Суздальцева был хозяином первого в городе полотняного заведения и лавочных корпусов на Торговой площади, а также трижды избирался городским головой Мурома.
Жанр купеческого портрета возник в XVIII веке на стыке профессионального и примитивного искусства. В это время купеческое сословие играло важную роль в экономике и обществе России. Купцов, их жен и детей стали часто изображать на портретах.
На купеческий портрет оказала влияние парсуна — ранний жанр портрета в Русском царстве, который был близок к иконописи. Слово «парсуна» было искаженным вариантом латинского «персона», которое означало «особа, личность». Позже, в XVII веке, появилось синонимичное ему понятие «портрет». Первоначально в парсуне портретное сходство было довольно условным: определить, кто изображен на картине, можно было по специальным атрибутам и надписям.
Мастера купеческого портрета, наоборот, стремились достичь точного сходства с портретируемым. Однако, как и на парсунах, они изображали моделей по грудь или по пояс, выбирая ракурс в три четверти, особое внимание уделяли лицу и рукам.
Кроме того, художники стремились подчеркнуть общественный статус портретируемых и изображали их в образах примерных граждан и семьянинов, образцовых наследников и других.