В 1866 году датская принцесса Мария София Фредерика Дагмар приехала в Россию для церемонии бракосочетания с будущим императором Александром III. После принятия православия она стала великой княжной Марией Фёдоровной. Именно тогда ее образ впервые возник в творчестве Петра Чайковского, и он создал «Торжественную увертюру на датский гимн». Императрица выразила желание получить посвященное ей сочинение композитора, обратившись к нему через великого князя Константина Романова, двоюродного брата императора. Тот часто музицировал с ней в четыре руки, вел беседы о музыке, искусстве, сопровождал на театральные постановки, когда она была еще цесаревной.
Будучи весьма известным, Петр Чайковский имел много знакомств в высоких кругах российского общества, в том числе и с представителями династии Романовых. С Константином Романовым у него сложились особенно теплые отношения. Чайковский считал его своим покровителем. На слова Константина Романова композитор написал шесть романсов. Сборники его с дарственными надписями сохранились в личной библиотеке Чайковского.
Имя Петра Чайковского было известно Марии Федоровне еще после постановок его произведений в Мариинском театре в Петербурге. Она питала большую любовь к музыке и особенно любила романсы, которые часто звучали в императорских резиденциях. В 1886 году, закончив оперу «Чародейка», композитор поспешил угодить Ее Величеству — так появились «Двенадцать романсов, соч. 60», которые стали самым крупным собранием его вокальной лирики. Они содержат различные варианты романсового жанра и являются своего рода промежуточным итогом на пути к более поздним сочинениям Чайковского. Чтобы передать императрице свое посвящение, Чайковский обратился к Константину Романову.
Подарочный экземпляр романсов стал украшением музыкальной библиотеки императрицы. Сочинения получили положительный отклик со стороны других членов императорской фамилии. Принцесса Елена Георгиевна Мекленбургская, бывшая одаренной камерной певицей, исполняла как минимум два из них. В 1887 году императрица Мария Федоровна в знак своего расположения прислала Петру Чайковскому свой портрет с подписью и в роскошной раме.
Будучи весьма известным, Петр Чайковский имел много знакомств в высоких кругах российского общества, в том числе и с представителями династии Романовых. С Константином Романовым у него сложились особенно теплые отношения. Чайковский считал его своим покровителем. На слова Константина Романова композитор написал шесть романсов. Сборники его с дарственными надписями сохранились в личной библиотеке Чайковского.
Имя Петра Чайковского было известно Марии Федоровне еще после постановок его произведений в Мариинском театре в Петербурге. Она питала большую любовь к музыке и особенно любила романсы, которые часто звучали в императорских резиденциях. В 1886 году, закончив оперу «Чародейка», композитор поспешил угодить Ее Величеству — так появились «Двенадцать романсов, соч. 60», которые стали самым крупным собранием его вокальной лирики. Они содержат различные варианты романсового жанра и являются своего рода промежуточным итогом на пути к более поздним сочинениям Чайковского. Чтобы передать императрице свое посвящение, Чайковский обратился к Константину Романову.
Подарочный экземпляр романсов стал украшением музыкальной библиотеки императрицы. Сочинения получили положительный отклик со стороны других членов императорской фамилии. Принцесса Елена Георгиевна Мекленбургская, бывшая одаренной камерной певицей, исполняла как минимум два из них. В 1887 году императрица Мария Федоровна в знак своего расположения прислала Петру Чайковскому свой портрет с подписью и в роскошной раме.