Перед нами парадный портрет императрицы Екатерины II, написанный неизвестным мастером по оригиналу картины Александра Рослина. У этой работы примечательная история. Рослин был шведом по происхождению, но большую часть жизни провел в Париже. В середине 1770-х годов он посетил Петербург. Ввиду своей популярности он получал много заказов, в том числе у представителей монаршей фамилии. Одним из них был портрет Екатерины II. Художник предъявлял повышенные требования к сходству в портретной живописи, что было не принято при работе с парадными портретами. В его портретах можно найти более широкий спектр типов лица, чем это характерно для искусства XVIII века. Рослин также придерживался реализма в изображении костюма и атрибутов. Императрице понравилась композиция картины, но сам портрет ей не понравился. Стоит отметить, что парадный портрет эпохи классицизма ставил задачей изобразить идеального монарха, просвещенного, в котором воплощены все добродетели эпохи. Рослин же отошел от этого принципа, создав мощное, но все же более камерное изображение царицы.
Русскому художнику Федору Рокотову было поручено сделать копию произведения, заново написав лицо императрицы. Екатерина Великая осталась довольна результатом и приказала впредь при создании своих портретов ориентироваться на его работу. Впоследствии это изображение неоднократно копировалось. Такой портрет полностью отвечал представлениям XVIII века о парадном портрете, который подчеркивает величие, мощь и яркость царицы.
В Твери находится уменьшенный вариант портрета, который был прислан во дворец во второй половине 70-х годов XVIII века. Сейчас он украшает вход в Парадный зал галереи. Предполагается, что он был изготовлен в мастерской Дмитрия Левицкого. Этот портрет предназначался для Тверского наместничества, которое было учреждено по указу Екатерины II в 1775 году. На представленном портрете императрица изображена в полный рост, с неизменными атрибутами власти: скипетром и державой, в мантии из меха горностая. По законам жанра на Екатерине II надеты все ордена, которые принадлежали ей по праву престолонаследия. Ее костюм выполнен исключительно из дорогих тканей. Сам облик Екатерины проникнут мудростью, уверенностью и ощущением величия империи, которую она ведет за собой.