Портрет императора Александра I из коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств выполнен неизвестным художником, вероятно входившим в круг живописца Герарда Франца фон Кюгельхена.
Герард Франц фон Кюгельхен (1772–1820) приобрел известность как портретист в 1790-х годах. В 1795–1804 годах художник жил в Санкт-Петербурге, стал автором многих портретов представителей высшего петербургского общества и был удостоен звания академика Императорской Академии художеств. Кюгельхен пользовался расположением императора Александра I, с которого он написал несколько портретов.
Император Александр I (1777–1825) — одна из самых загадочных фигур на российском престоле. Любимый внук императрицы Екатерины II Великой, он обвинялся в соучастии в убийстве своего отца императора Павла I, на время его правления пришлось испытание войной с Наполеоном и триумфальное шествие по Европе. Внешний вид портретируемого во многом близок к образу императора. Общая миловидность изображенного юноши, возраст и мундир позволили высказать предположение о том, что на холсте изображен именно он. Впрочем, подражание внешнему облику самодержца было характерно для тех лет: оно обнаруживало преданность царской фамилии и государству. Вполне вероятно, что неизвестный художник мог изобразить одного из военных офицеров внешне подобным Александру I, бывшему кумиром молодежи.
Небольшой погрудный портрет офицера в военном мундире привлекает внимание моложавостью образа. Военный мундир, энергичный поворот головы, высоко взбитый модный кок с живо уложенными волосами и подвижный фон выдают время романтизма, определявшего состояние общества в конце XVIII — начале XIX века. Зеленый двубортный мундир с двумя рядами золоченых пуговиц и высоким красным воротником дополнен туго обвивающим шею черным шелковым шарфом. На груди портретируемого — знак ордена Святого Георгия 4-го класса (степени), которым был награжден император Александр I в 1805 году. Однако по правилам изображения венценосного лица император и даже цесаревич не могли быть представлены без статусных орденов. Визуальное сравнение многих известных изображений императора с портретом из коллекции музея не обнаруживает сходства, хотя миловидность, которую отмечали в императоре, присутствует и здесь.