Произведение поступило в Нижнетагильский музей в 1984 году как небольшой овальный портрет неизвестного мужчины кисти неизвестного художника XVIII века. Надпись на обороте холста, неясно, кем и когда оставленная, говорила о том, что на нем, возможно, изображен один из представителей рода Демидовых. Подобная ситуация типична для русской живописи XVIII века, когда жанр портрета только зародился в России. Впоследствии было установлено, что на холсте изображен знаменитый дворянин и горнозаводчик, действительный статский советник Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786).
Запечатление для потомства своей персоны — сохранение образа для памяти будущих поколений — становится в XVIII веке едва ли не обязательным среди знатных вельмож. На портрете изображен степенный мужчина, одетый в темно-зеленый мундир, который был приписан дворянству Московской губернии, с высоким отложным воротником ярко-красного цвета и металлическими пуговицами, на которых виден рельеф с изображением Георгия Победоносца. Пудреные волосы высоко взбиты, зачесаны и сзади убраны черным бархатным бантом, а над ушами уложены в одну буклю. Живописец подчеркнул модное для середины XVIII века телосложение — узкие плечи и полный живот. Портрет отличается достаточной прямолинейностью характеристики образа, но не лишен выразительности.
Художник самой осанкой фигуры и постановкой головы отмечает
в Демидове известную представительность, но подмечает и черты
тяжеловесной апатии в обрюзгшем нарумяненном лице. Взгляд обращенных
к зрителю глаз, едва заметная усмешка тонких язвительных губ, приподнятых
в легкой улыбке, вскользь дают намек на необузданность характера.
Отсутствие подвижной мимики делает лицо Демидова подобием маски, в которой
автором запечатлены прежде всего особенности внешности — типичный прием
для XVIII века. Впрочем, создается ощущение, что художник словно омолаживает
модель, «разглаживая» морщины. В этом проявляется особенность искусства
XVIII века: буквальное соответствие натуре, добросовестное перенесение на полотно
видимого соседствуют с желанием и требованием времени все несколько
приукрасить.