В постоянной экспозиции Нижнетагильского музея изобразительных искусств представлен портрет императрицы Екатерины II Великой кисти неизвестного мастера.
Неизвестный художник, зная, что императрице нравятся портреты, написанные датским живописцем Эриксеном Вигилиусом, создал портрет в стиле этого художника. Ему удалось изящно польстить заказчице, представив ее одновременно и женщиной, и матушкой Всея Руси. Мастерски выполненное произведение изысканно и нарядно. Портрет не отличается психологизмом, но верно рассказывает о портретируемой, не скрывая возраста, и выполнен на высоком профессиональном уровне.
Обаяние придворных портретов датского живописца Вигилиуса Эриксена (1722–1782), долгое время работавшего в России, было столь велико, что многие художники подражали ему, создавая живописные изображения по разработанному им типу. В 1757 году тридцатитрехлетний молодой живописец прибыл из Копенгагена в Санкт-Петербург ко двору императрицы Елизаветы Петровны и уже вскоре составил себе известность в высшем обществе. Спустя пять лет, по восшествии императрицы Екатерины II на престол, он получил звание придворного живописца. Из-под кисти Вигилиуса выходили наиболее достоверные портреты. В одном из писем августейшая заказчица писала, что велела скупить ее портреты, которых было числом 30 штук, но все их выкупить не удалось. Прожив в Петербурге 15 лет, в 1772 году художник покинул Россию, переехав на родину, в Копенгаген, где занял пост придворного живописца. Он оказал большое влияние на русское портретное искусство, в том числе и на становление Фёдора Рокотова.
На нежно-матовом лице императрицы — легкая многозначительная полуулыбка. По моде того времени императрица одета в два платья (гродетур) спокойных линий и гладких тканей: нижнее глухое и верхнее распашное, которые обычно носили женщины высокого происхождения. Платье дополняет деликатно прикрывающий шею немолодой женщины пышный рюшевый широкий воротник типа фрез из кружев в три слоя, с тонким цветочным узором по краю. Пышные пудреные волосы императрицы гладко зачесаны назад и на затылке уложены в одну буклю, в которой сохранился естественный каштановый цвет волос. Простой батистовый чепец покрывает волосы на затылке.
До революции 1917 года картина хранилась в известном петербургском собрании Мятлевых, а затем в Эрмитаже и Русском музее.