Весьма интересен полупарадный портрет императрицы Марии Фёдоровны (1759–1828) из коллекции Вятского художественного музея, написанный неизвестным художником во второй половине XVIII века.
Согласно проведенному исследованию, на портрете обозначена личность изображенной, а также уточнено: «жена Павла I», что, вероятно, указывает на датировку создания между 1796 и 1801 годами. Силами Государственной Третьяковской галереи была проведена экспертиза, по итогам которой также предположили, что картина была написана в последней четверти XVIII века. Однако установить авторство работы не представилось возможным.
Императрица изображена в легком повороте в три четверти, на темно-оливковом фоне, сама фигура выполнена в жемчужно-серой, молочной гамме, более яркие цветовые акценты расставлены в изображении одеяния Марии Фёдоровны. Художник мягко лепит образ модели, словно растворяя контуры облика. Лицо женщины передано нежными мазками, черты лица смоделированы легкой игрой светотени. В высокий парик вплетена жемчужная нить и такого же оттенка платок.
На высокий социальный статус модели указывает перевязь голубого оттенка (орден Святого Андрея Первозванного). Такой вариант ношения ленты был разработан специально под мантию. Существовала также вариация для торжественных случаев. Вместе с тем на модели изображена перевязь красного цвета с серебряной строчкой, что являлось орденом Большого креста, или высшей степени.
Дозволялось носить только особам императорской крови.
Императрица, в девичестве София Доротея Августа Луиза Вюртембергская, происходила родом из нынешней Польши (бывшей Пруссии). Получила домашнее образование. Вышла замуж за российского императора Павла I (1754–1801). Согласно исследователям, была примерной женой и родила супругу десятерых детей.
Благодаря императрице был открыт первый литературный клуб. В период брака занималась институтом благородных девиц. После смерти мужа вплотную занялась вопросами женского образования в Российской империи, благодаря ее инициативе в нескольких городах были открыты женские учебные заведения. Современники отмечали также ее сильную творческую сторону: Мария Фёдоровна занималась живописью, создавала различные изделия из слоновой кости, янтаря и полудрагоценных камней.
Согласно проведенному исследованию, на портрете обозначена личность изображенной, а также уточнено: «жена Павла I», что, вероятно, указывает на датировку создания между 1796 и 1801 годами. Силами Государственной Третьяковской галереи была проведена экспертиза, по итогам которой также предположили, что картина была написана в последней четверти XVIII века. Однако установить авторство работы не представилось возможным.
Императрица изображена в легком повороте в три четверти, на темно-оливковом фоне, сама фигура выполнена в жемчужно-серой, молочной гамме, более яркие цветовые акценты расставлены в изображении одеяния Марии Фёдоровны. Художник мягко лепит образ модели, словно растворяя контуры облика. Лицо женщины передано нежными мазками, черты лица смоделированы легкой игрой светотени. В высокий парик вплетена жемчужная нить и такого же оттенка платок.
На высокий социальный статус модели указывает перевязь голубого оттенка (орден Святого Андрея Первозванного). Такой вариант ношения ленты был разработан специально под мантию. Существовала также вариация для торжественных случаев. Вместе с тем на модели изображена перевязь красного цвета с серебряной строчкой, что являлось орденом Большого креста, или высшей степени.
Дозволялось носить только особам императорской крови.
Императрица, в девичестве София Доротея Августа Луиза Вюртембергская, происходила родом из нынешней Польши (бывшей Пруссии). Получила домашнее образование. Вышла замуж за российского императора Павла I (1754–1801). Согласно исследователям, была примерной женой и родила супругу десятерых детей.
Благодаря императрице был открыт первый литературный клуб. В период брака занималась институтом благородных девиц. После смерти мужа вплотную занялась вопросами женского образования в Российской империи, благодаря ее инициативе в нескольких городах были открыты женские учебные заведения. Современники отмечали также ее сильную творческую сторону: Мария Фёдоровна занималась живописью, создавала различные изделия из слоновой кости, янтаря и полудрагоценных камней.