Перемены, произошедшие в России с воцарением Петра Великого, сказались и на судьбах женщин. Изменились быт, внешний облик, общественное и семейное положение русских женщин, но и вторглись в сферу семейных отношений.
1 / 2
Портрет Екатерины I в пеньюаре
Время создания
1717 (?)
Размер
80x60,5 см
Техника
холст, масло
Коллекция
7
Открыть в приложении#1
Луи Каравак
Портрет Екатерины I в пеньюаре
#2
#3
Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Федоровны. Не ранее 1727 (?) года. ГРМ
#12
В 1689 году, когда Петру было 17 лет, его родные, даже не спросив его согласия, «оженили» его на 20-летней девице Евдокии Федоровне Лопухиной. Вместе Петр и Евдокия прожили почти 10 лет. Царица родила трех сыновей, из которых выжил только один — будущий царевич Алексей.
Но жизнь супругов не была счастливой. Порывистость, бесцеремонность, эгоизм Петра сталкивались с упрямством и недовольством супруги — особы самолюбивой и строптивой, которая не принимала образ жизни своего деятельного мужа.
Но жизнь супругов не была счастливой. Порывистость, бесцеремонность, эгоизм Петра сталкивались с упрямством и недовольством супруги — особы самолюбивой и строптивой, которая не принимала образ жизни своего деятельного мужа.
#5
Сослав в 1698 году опостылевшую жену в Суздальско-Покровский монастырь, где Евдокия Федоровна приняла постриг под именем Елены, Петр I получил долгожданную свободу.
В 1703 году он избрал себе новую спутниц жизни — Марту Скавронскую, иноверку не благородного происхождения, возможно, из семьи прибалтийских крестьян. Нареченная Екатериной Алексеевной, она имела на Петра I огромное влияние.
После официального венчания, состоявшегося в марте 1712 года, новая царица не только впервые открыто представительствовала рядом с супругом перед иностранными послами, но предпринимала самостоятельные вояжи ко дворам европейских монархов.
#6
Луи Каравак. Портрет Екатерины I (1684–1727) в пеньюаре. 1717/ Портрет Петра I. 1717. ГРМ
#7
В 1717 году, после возвращения Петра I и Екатерины из Европы, французский художник Луи Каравак исполнил два этюда, ставших основой для многочисленных изображений венценосных супругов.
#8
С особым вниманием Каравак передает облик Екатерины I, которую рискнул представить на портрете в легком домашнем пеньюаре, подчеркнув тем самым интимный характер изображения. Теплый свет озаряет не отличающееся правильностью черт лицо, и мягко скользит по крупной, тяжеловатой в пропорциях фигуре.
В 1718 году маркграфиня Вильгельмина Байрейтская отзывалась о супруге Петра I:
#13
Царица маленькая, коренастая, очень смуглая, непредставительная и неизящная женщина.
#10
Однако природная гибкость ума и тонкое чутье, которыми несомненно обладала Екатерина Алексеевна, позволяли ей вести себя естественно, просто и вместе с тем достойно. Именно эти особенности натуры царицы отметил художник в портрете.
#11
В 1724 году Петр I собственноручно короновал Екатерину I как императрицу и соправительницу.
После смерти Петра Великого государыня Екатерина I Алексеевна при поддержке гвардейских полков была возведена на трон и правила чуть больше двух лет: с января 1725 по май 1727 года.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Портрет Екатерины I в пеньюаре
Время создания
1717 (?)
Размер
80x60,5 см
Техника
холст, масло
Коллекция
7
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться