К портретам второй половины ХVIII века принадлежит полотно, запечатлевшее возвышенный образ светской дамы, наделенный чертами душевного благородства. Это Екатерина Алексеевна Мельгунова — статс-дама русского двора, дочь сенатора А.П. Мельгунова. Портрет не имеет авторской подписи. По стилистическим признакам его приписывают кисти последователя школы Дмитрия Левицкого, академика живописи Леонтия Семеновича Миропольского.
Пользовавшийся в конце XVIII века большим успехом в петербургском обществе, со временем Миропольский был незаслуженно забыт.
Леонтий Семёнович Миропольский (он же Митропольский) (1759 (1749?)—1819) — русский живописец-портретист, копиист, иконописец. Он учился в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге у Д.Г. Левицкого. Получил звание «назначенного в академики» в 1779, а в 1794 году — звание академика.
Миропольский получал многочисленные заказы от Академии Художеств на выполнение портретных и иных работ. Особенно славился написанными портретами детей. Исполненные Миропольским портреты близки работам его учителя Дмитрия Григорьевича Левицкого.
Миропольский был превосходным копиистом и иконописцем. Писал иконы для Андреевского собора в Кронштадте, снесенного в советское время (собор известен тем, что в нем 53 года служил святой Иоанн Кронштадский).
«Портрет Мельгуновой» — образец интимного портрета, родившегося в этот период. Утверждая высокое представление о значении человеческой личности, он свидетельствует о высоком артистизме автора, увлеченного идеалами просветительства.