К портретам второй половины ХVIII века принадлежит полотно, запечатлевшее возвышенный образ светской дамы. Это Екатерина Мельгунова — статс-дама русского двора, дочь сенатора Алексея Мельгунова. Портрет не имеет авторской подписи. По стилистическим признакам его приписывают кисти последователя школы Дмитрия Левицкого, академика живописи Леонтия Миропольского. Пользовавшийся в конце XVIII века большим успехом в петербургском обществе, со временем Миропольский был почти забыт.
Леонтий Семенович Миропольский — русский живописец-портретист, копиист, иконописец. Он учился в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Там он в 1779 году получил звание «назначенного в академики», а в 1794-м — звание академика. Миропольский получал от Академии художеств многочисленные заказы на выполнение портретных и иных работ. Особенной популярностью пользовались написанные им портреты детей. Исследователи пишут о стилистической близости работ Миропольского и его учителя Дмитрия Левицкого.
Миропольский был превосходным копиистом и иконописцем. Он писал иконы для Андреевского собора в Кронштадте, снесенного в советское время. Этот собор известен тем, что в нем 53 года служил святой Иоанн Кронштадский. «Портрет Мельгуновой» — образец интимного портрета, родившегося в этот период. Интимный портрет — разновидность камерного портрета с нейтральным фоном, который выражает абсолютное доверие между художником и моделью.