Данную картину музей приобрел вместе с портретом дворянина Дмитрия Бычкова у академика живописи Ивана Куликова в 1930 году. Никаких иных данных об этой работе долгое время известно не было. Но после изучения архивных сведений сотрудникам музея удалось установить связь между женским и мужским портретами.
На картине изображена молодая стройная женщина, одетая в элегантное платье в голубых тонах. Ее имя — Варвара Николаевна — упоминалось в документах 1844–1859 годов, однако нигде не было указано, к какому дворянскому роду или к какой муромской фамилии она принадлежала. Так, исследователи предположили, что женщина была родом не из Мурома.
В приданом Варвары Николаевны значилось, что она имела владение в Тамбовской губернии и «в Москве в Пречистенской части в Денежном переулке деревянный дом под № 258». Из этого следует, что она могла родиться в Москве. В исследовании «Некрополи города Мурома» эксперты обнаружили годы ее жизни и фамилию: «Бычкова Варвара Николаевна (1799–29.5.1862) — дворянка».
Варвара Бычкова была похоронена в муромском Спасском монастыре — на одном кладбище с матерью Дмитрия Бычкова. Зная год ее рождения, исследователи просчитали, что замуж она вышла около 1820 года в возрасте 20 лет. В декабре того же года у нее родился первый ребенок — сын Николай. А позже она родила еще троих детей: Илиодора в 1823-м, Зинаиду в 1828-м и Михаила в 1834 году.
Прическа и наряд Бычковой, которые художник изобразил на портрете, позволили определить время его создания — конец 1820-х–1830 годы. Именно в это время женщины завивали волосы локонами у висков, а на затылке собирали в пучок. Эта популярная прическа называлась «узлом Аполлона». Одета же портретируемая в платье в стиле бидермейер — модного в XIX веке фасона с опущенной линией плеча и характерными большими рукавами, которые называли буфами.
Бычкова одета и причесана по последней моде того времени, но ее наряд достаточно скромен: плечи закрыты, платье не украшено большими и дорогими ювелирными изделиями. Атрибуты, по которым можно было бы определить социальное положение модели, отсутствуют — художник стремился создать облик целомудренный дамы из провинциальной среды. Этот образ подчеркивают спокойное выражение лица и сдержанная поза Бычковой: как правило, так изображали замужних женщин.
На картине изображена молодая стройная женщина, одетая в элегантное платье в голубых тонах. Ее имя — Варвара Николаевна — упоминалось в документах 1844–1859 годов, однако нигде не было указано, к какому дворянскому роду или к какой муромской фамилии она принадлежала. Так, исследователи предположили, что женщина была родом не из Мурома.
В приданом Варвары Николаевны значилось, что она имела владение в Тамбовской губернии и «в Москве в Пречистенской части в Денежном переулке деревянный дом под № 258». Из этого следует, что она могла родиться в Москве. В исследовании «Некрополи города Мурома» эксперты обнаружили годы ее жизни и фамилию: «Бычкова Варвара Николаевна (1799–29.5.1862) — дворянка».
Варвара Бычкова была похоронена в муромском Спасском монастыре — на одном кладбище с матерью Дмитрия Бычкова. Зная год ее рождения, исследователи просчитали, что замуж она вышла около 1820 года в возрасте 20 лет. В декабре того же года у нее родился первый ребенок — сын Николай. А позже она родила еще троих детей: Илиодора в 1823-м, Зинаиду в 1828-м и Михаила в 1834 году.
Прическа и наряд Бычковой, которые художник изобразил на портрете, позволили определить время его создания — конец 1820-х–1830 годы. Именно в это время женщины завивали волосы локонами у висков, а на затылке собирали в пучок. Эта популярная прическа называлась «узлом Аполлона». Одета же портретируемая в платье в стиле бидермейер — модного в XIX веке фасона с опущенной линией плеча и характерными большими рукавами, которые называли буфами.
Бычкова одета и причесана по последней моде того времени, но ее наряд достаточно скромен: плечи закрыты, платье не украшено большими и дорогими ювелирными изделиями. Атрибуты, по которым можно было бы определить социальное положение модели, отсутствуют — художник стремился создать облик целомудренный дамы из провинциальной среды. Этот образ подчеркивают спокойное выражение лица и сдержанная поза Бычковой: как правило, так изображали замужних женщин.