Скульптурный портрет императрицы Александры Фёдоровны был создан известным скульптором Кристианом Даниелем Раухом.
В 1815 году русский император Александр I подыскивал невесту своему семнадцатилетнему брату — царевичу и Великому князю Николаю Павловичу. Стремясь скрепить русско-германскую дружбу и памятуя о нежных чувствах, некогда испытанных императором к королеве Луизе, супруге прусского правителя Вильгельма III, Александр I остановил свой выбор на их дочери — принцессе Фредерике-Луизе-Шарлотте-Вильгельмине. Вероятно, по заказу короля Вильгельма III в 1816 году К.-Д. Раух исполнил портрет невесты, еще совершенно не предполагающей, что ей в ближайшем будущем уготовано стать русской императрицей Александрой Фёдоровной.
Практика создания портрета невесты в качестве подарка жениху, тем более если речь шла о царской семье, была распространена в эпоху, когда еще не было фотографии: жених должен был знать и помнить, как выглядит невеста. Парным к этому портрету стал созданный позднее портрет великого князя Николая Павловича, в дальнейшем императора Николая I, также многократно повторявшийся с оригинала Рауха.
Для Рауха как представителя стиля классицизм было важно создание
портрета реального человека в формах античной классики. Именно это умение
представить индивидуальное в идеальных формах и принесло ему славу.
Созданный в Берлине портрет будущей императрицы Александры Фёдоровны
оказался столь удачным и так нравился державным заказчикам, что
в дальнейшем скульптор неоднократно повторял его для русского двора.
Художник делал погрудное и оплечное изображение, менял складки наброшенной
на плечи тоги или вовсе убирал ее, отливал портрет из бронзы и чугуна
и исполнял в мраморе — но во всех вариантах сохранял
характерный для классицизма трехчетвертной поворот влево и уложенную
в узел прическу с туго закрученными высокими локонами на висках.
Впрочем, в отливке, известной в бронзе и в чугуне, Раух
позволил себе сделать не два, а три локона и украсить
ее небольшой стилизованной под кокошник диадемой, также известной
в двух вариантах — остроконечном и полукруглом. Этот небольшой
штрих свидетельствует и о том, что скульптор стремится подчеркнуть
статус модели: Александра Фёдоровна уже стала императрицей, —
и о том, что нижнетагильский вариант портрета сделан ближе
к концу 1820-х годов.