Скульптура «Голова девушки» из собрания Нижнетагильского музея изобразительных искусств была создана одной из первых в России женщин-скульпторов, Марией Львовной Диллон.
Как и многие профессии в XIX веке, занятие скульптурой было исключительно мужским делом, потому можно представить, каких трудов стоило Марии Львовне пробить дорогу в мир искусства. Надо сказать, что это было не единственное препятствие на пути талантливого скульптора: Мария Диллон происходила из еврейского меньшинства. Страстное желание и природный талант заставили девочку из еврейской семьи местечкового откупщика лепить из всего, что попадалось под руку, даже из хлебного мякиша, за что ей сильно попадало от родителей. А позже случилось закономерное — поступление в Императорскую Академию художеств, окончание которой, кроме возможности стать скульптором и заниматься любимым делом, давало еще и право на свободное проживание вне черты оседлости. Мина Диллон поступила в Академию в качестве вольнослушательницы и через несколько лет получила несколько Больших и Малых серебряных медалей, а по окончании — Малую золотую медаль и звание классного художника II степени.
За плодотворные годы работы художница сумела выработать свой творческий почерк. Ее изящные и миловидные женские образы полюбились обывателям — ее женственный академизм хорошо вписывался как в роскошные салоны, так и в сдержанные интерьеры модерна. Тонкая, прихотливая линия стиля модерн следовала в этих произведениях за изгибами женского тела, томными поворотами девичьих голов. Мир женских образов, утонченная привлекательность женской красоты, востребованная в период модерна, были ближе и понятнее женщине-скульптору. Ее восхищение женской природой, воплощенное в утонченных скульптурных образах, покорило поклонников ее таланта, среди которых была и императорская семья.
В 1900 году Диллон создала знаменитую «Лилию» — мраморный бюст девушки, приобретенный венценосными особами для Александровского дворца в Царском Селе. За несколько лет до этого важного для Диллон события художница задумала целую серию бюстов прелестных молодых девушек, которых она сравнивала с цветами. Замыслу не суждено было сбыться, но все же несколько работ скульптор создала.
Идея создания пленительных образов цветов в облике девушек заложена и в бюсте «Голова девушки» из коллекции музея — это замечательный образец модерна, и, вероятно, одна из лучших работ в невоплощенной серии.