После начавшейся национализации дворянских усадеб, предметы, имеющие художественную ценность, поступали в музеи губернских городов либо вывозились в центральные музеи России. Таким образом бюст Николая I работы Кристиана Рауха поступил в Смоленской музей-заповедник в 1923 году.
Портрет Николая I — одно из авторских повторений известного бюста Николая Павловича, созданного Раухом в 1821 году, во время пребывания великого князя в Берлине вместе с супругой. Впоследствии, когда Николай взошел на престол, скульптор неоднократно обращался к этому произведению, повторяя его и внося изменения, соответствующие новому статусу модели.
Изображение императора выполнено в характерном для того периода романтическом античном стиле. Николай Павлович одет в древнеримские чешуйчатые доспехи. По краю доспех украшен меандром — узором в виде стилизованной волны. На плечи императора накинут плащ, украшенный фигурой богини Славы. В одной руке богиня держит трубу, а в другой — пальмовую ветвь, символ победителей. Николай I изображен в энергичном повороте влево, его взгляд устремлен прямо на зрителя. Прическа императора также напоминает о связи с римской мифологией. Скульптор создает образ императора-победителя, созидателя, героя.
Кристиан Даниэль Раух считается основателем одного из самых выразительных направлений в немецкой скульптуре XIX века — прусского эллинизма. Творчество Рауха возникло на стыке классицизма и романтизма. Произведения скульптора были широко известны по всей Европе. Он выполнял заказы многих царствующих домов. По заказу императорского дома Раух создал статую русского императора Александра I. Работал по заказам Николая I, в частности, по моделям Рауха были изготовлены аллегорические крылатые фигуры Победы для колонн, установленных на Конногвардейском бульваре в Петербурге в 1845–1846 году. Наиболее известным монументальным произведением Рауха является конная статуя Фридриха Великого в Берлине.
Долгие годы бюст работы Рауха находился в запасниках Смоленского музея-заповедника и лишь недавно был включен в новую экспозицию.
Портрет Николая I — одно из авторских повторений известного бюста Николая Павловича, созданного Раухом в 1821 году, во время пребывания великого князя в Берлине вместе с супругой. Впоследствии, когда Николай взошел на престол, скульптор неоднократно обращался к этому произведению, повторяя его и внося изменения, соответствующие новому статусу модели.
Изображение императора выполнено в характерном для того периода романтическом античном стиле. Николай Павлович одет в древнеримские чешуйчатые доспехи. По краю доспех украшен меандром — узором в виде стилизованной волны. На плечи императора накинут плащ, украшенный фигурой богини Славы. В одной руке богиня держит трубу, а в другой — пальмовую ветвь, символ победителей. Николай I изображен в энергичном повороте влево, его взгляд устремлен прямо на зрителя. Прическа императора также напоминает о связи с римской мифологией. Скульптор создает образ императора-победителя, созидателя, героя.
Кристиан Даниэль Раух считается основателем одного из самых выразительных направлений в немецкой скульптуре XIX века — прусского эллинизма. Творчество Рауха возникло на стыке классицизма и романтизма. Произведения скульптора были широко известны по всей Европе. Он выполнял заказы многих царствующих домов. По заказу императорского дома Раух создал статую русского императора Александра I. Работал по заказам Николая I, в частности, по моделям Рауха были изготовлены аллегорические крылатые фигуры Победы для колонн, установленных на Конногвардейском бульваре в Петербурге в 1845–1846 году. Наиболее известным монументальным произведением Рауха является конная статуя Фридриха Великого в Берлине.
Долгие годы бюст работы Рауха находился в запасниках Смоленского музея-заповедника и лишь недавно был включен в новую экспозицию.