В начале XX века футуристы часто собирались на хуторе Красная Поляна под Харьковом, где жили сестры Зинаида, Надежда, Мария, Оксана и Вера Синяковы — талантливые и экстравагантные «музы футуризма». Здесь Хлебников познакомился с поэтом, переводчиком и издателем Григорием Николаевичем Петниковым.
Григорий Петников (1894–1971 годы) родился в русско-польской семье. В гимназические годы в Харькове сблизился с поэтом Богданом Петровичем Гордеевым, будущим футуристом Божидаром, вместе с которым выпускал рукописный журнал «Народы и страны».
В 1914 году Николай Асеев, Григорий Петников и Божидар основали харьковское издательство «Лирень», просуществовавшее до 1922 года. Руководил им практически единолично Григорий Николаевич, публиковал стихи и переводы свои и своих соратников, Тихона Чурилина, с 1916 года — Велимира Хлебникова. Первым хлебниковским произведением в «Лирне» стал антивоенный манифест «Труба марсиан».
Велимир нашел в лице Петникова единомышленника, включил его в 317 избранных Председателей земного шара; вместе поэты создали ритмизованное председательское «Воззвание».
Григорий Николаевич не был безусловным сторонником «самовитого слова». Между тем примеры его словотворчества из стихотворения «Поросль солнца» Хлебников приводил в своей статье «Наша основа» (опубликована в журнале «Лирень» в 1920 году). От слова «боец» он предлагал возводить «поец, ноец, моец»; от имен собственных «Днепр» и «Днестр» — «Мнепр и Мнестр» (со значением духа «личного сознания»), «Гнестр» (быстрой гибели), «Снепр и Снестр» (со значением сна), «волестр», «огнестр».
Сборник «Поросль солнца» вышел в 1918 году с иллюстрациями Марии Синяковой. Хлебников упоминал о нем в статье 1919 года «О современной поэзии».
В 1919–1920 годах Григорий Петников издавал литературно-творческий журнал «Пути творчества», в котором печатал стихи Андрея Белого, Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Сергея Городецкого, Велимира Хлебникова, свои переводы из Новалиса («Ученики в Саисе»).
Собственное творчество Григория Николаевича включало много переводов. В своих оригинальных стихах (сборники «Быт побегов», «Поросль солнца», «Книга Марии-Зажги-Снега») до 1920-х годов поэт следовал идеям футуризма; в 1930–60-х годах перешел к традиционному стихосложению.
Переизданный сборник 1922 года (не иллюстрирован) находится в «хлебниковской коллекции» Дома-музея В. Хлебникова и является библиографической редкостью.
Поступление: 1997 год, дар Мая Петровича Митурича-Хлебникова (Москва).