Рушник — это длинное полотенце из домотканого холста. Традиционно ширина его составляла около 40 сантиметров, длина достигала трех метров, а иногда и больше. Часто его украшали вышивкой и лентами. Такие полотенца использовали во многих обрядах на свадьбах, похоронах, крестинах, а также во время календарных ритуалов, связанных с плодородием. Рушниками украшали красный угол, где висели иконы. С ними же встречали почетных гостей, когда по традиции подавали хлеб и соль.
Полотенце из коллекции Нижневартовского краеведческого музея относится к свадебным рушникам. Его соткали из тонких светлых льняных нитей. Края у рушника фигурные, в форме трех крупных острых зубцов. На одном краю красными нитками вышиты инициалы «Б.В.». Зубчики украшены однотонной вышивкой белыми нитками. Ее главный элемент — две птицы в окружении цветов: такой рисунок часто символизировал молодоженов, обозначал любовь и крепкие семейные узы.
В российских деревнях рушники использовали на всех этапах свадьбы. Когда девушка готовилась к торжеству, она должна была своими руками вышить не меньше 40 полотенец с разными обрядовыми узорами, которые передавались из поколения в поколение. Вышивкой покрывали примерно четверть длины полотенца, при этом центр обязательно оставляли пустым. Считалось, что это место для божьего благословения.
Невесту покрывали рушником во время девичника накануне свадьбы, когда она по традиции начинала оплакивать свою девичью жизнь. Вышитыми полотенцами украшали лошадей в свадебном поезде, их повязывали на жениха, почетных гостей, дружек. Считалось, что узоры служат оберегами и защищают молодоженов от сглаза.
Во время венчания специальный рушник стелили под ноги новобрачным. При этом обращали внимание, кто наступит на него первым: считалось, что именно он и будет потом главой семьи. Другим полотенцем связывали руки молодоженов, символически скрепляя их узы. Еще один вид свадебного рушника называли хлебосольным: на нем выносили каравай, которым родители приветствовали молодых после венчания.
Полотенце из коллекции Нижневартовского краеведческого музея относится к свадебным рушникам. Его соткали из тонких светлых льняных нитей. Края у рушника фигурные, в форме трех крупных острых зубцов. На одном краю красными нитками вышиты инициалы «Б.В.». Зубчики украшены однотонной вышивкой белыми нитками. Ее главный элемент — две птицы в окружении цветов: такой рисунок часто символизировал молодоженов, обозначал любовь и крепкие семейные узы.
В российских деревнях рушники использовали на всех этапах свадьбы. Когда девушка готовилась к торжеству, она должна была своими руками вышить не меньше 40 полотенец с разными обрядовыми узорами, которые передавались из поколения в поколение. Вышивкой покрывали примерно четверть длины полотенца, при этом центр обязательно оставляли пустым. Считалось, что это место для божьего благословения.
Невесту покрывали рушником во время девичника накануне свадьбы, когда она по традиции начинала оплакивать свою девичью жизнь. Вышитыми полотенцами украшали лошадей в свадебном поезде, их повязывали на жениха, почетных гостей, дружек. Считалось, что узоры служат оберегами и защищают молодоженов от сглаза.
Во время венчания специальный рушник стелили под ноги новобрачным. При этом обращали внимание, кто наступит на него первым: считалось, что именно он и будет потом главой семьи. Другим полотенцем связывали руки молодоженов, символически скрепляя их узы. Еще один вид свадебного рушника называли хлебосольным: на нем выносили каравай, которым родители приветствовали молодых после венчания.