Тюменский ворсовый ковер с цветочным орнаментом соткали в середине XX века по старинным образцам. Нитки для него использовали шерстяные, ярко окрашенные. Основное поле ковра выткано черным цветом. В центре на голубом фоне расположились три крупных бордово-малиновых бутона роз. Их окружают мелкие синие незабудки. Края ковра обрамляет такой же орнамент. Вся композиция окружена каймой желто-оранжевого цвета.
Ручное надомное ковроткачество было широко распространено во всех уездах Тобольской губернии с XVIII века. Самым крупным его центром стала Тюмень — от нее промысел и получил название. Мастериц начинали обучать с раннего детства: сначала они помогали старшим, затем работали самостоятельно. Помимо дорогих ковров с яркими рисунками, в Тюмени ткали напольные дорожки с простым орнаментом, накидки для лавок и сундуков, попоны для лошадей.
Фон таких изделий традиционно был черным: этот цвет олицетворял плодородную землю. А яркие узоры, в которых преобладали разные оттенки красного, символизировали богатство и силу. Считалось, что такие изделия приносят в дом удачу и достаток, а если они перешли по наследству от предков — то еще и служат оберегами.
Тюменский ковровый промысел достиг расцвета к XIX веку. Город стоял на крупном торговом пути — Сибирском тракте. Через него часто проезжали купцы из разных городов. Им местные жители и продавали свои изделия.
На тюменских коврах восседал даже король Гавайев. В начале XIX столетия российские корабли «Надежда» и «Нева» отправились в кругосветное плавание. Одной из баз снабжения по пути стали Гавайские острова: там команда обменивала свои товары на мясо и овощи. Среди изделий на обмен были и тюменские ковры: их преподнесли местному правителю.
В 1868 году город посетил великий князь Владимир Александрович — сын Александра II. Один ковер местного производства ему подарили тюменцы, второй член императорской семьи купил сам. Кроме того, великий князь лично выделил деньги на премии и похвальные грамоты для мастеров.
Произведения тюменских ковроделов участвовали в международных выставках. На одной из них — в 1900 году в Париже — работа Василисы Викуловой из села Каменка получила золотую медаль.
Ручное надомное ковроткачество было широко распространено во всех уездах Тобольской губернии с XVIII века. Самым крупным его центром стала Тюмень — от нее промысел и получил название. Мастериц начинали обучать с раннего детства: сначала они помогали старшим, затем работали самостоятельно. Помимо дорогих ковров с яркими рисунками, в Тюмени ткали напольные дорожки с простым орнаментом, накидки для лавок и сундуков, попоны для лошадей.
Фон таких изделий традиционно был черным: этот цвет олицетворял плодородную землю. А яркие узоры, в которых преобладали разные оттенки красного, символизировали богатство и силу. Считалось, что такие изделия приносят в дом удачу и достаток, а если они перешли по наследству от предков — то еще и служат оберегами.
Тюменский ковровый промысел достиг расцвета к XIX веку. Город стоял на крупном торговом пути — Сибирском тракте. Через него часто проезжали купцы из разных городов. Им местные жители и продавали свои изделия.
На тюменских коврах восседал даже король Гавайев. В начале XIX столетия российские корабли «Надежда» и «Нева» отправились в кругосветное плавание. Одной из баз снабжения по пути стали Гавайские острова: там команда обменивала свои товары на мясо и овощи. Среди изделий на обмен были и тюменские ковры: их преподнесли местному правителю.
В 1868 году город посетил великий князь Владимир Александрович — сын Александра II. Один ковер местного производства ему подарили тюменцы, второй член императорской семьи купил сам. Кроме того, великий князь лично выделил деньги на премии и похвальные грамоты для мастеров.
Произведения тюменских ковроделов участвовали в международных выставках. На одной из них — в 1900 году в Париже — работа Василисы Викуловой из села Каменка получила золотую медаль.