Творческий путь Василия Родчева тесно связан с Академией художеств, открывшей свои двери в Санкт-Петербурге в 1757 году. Будущий художник поступил в Академию в пятилетнем возрасте и провел в учебном заведении 15 лет. В 1788 году Родчев успешно его окончил с большой золотой медалью — высшей наградой Академии, которая давала право на заграничную поездку. Выпускным произведением мастера стала картина «Аполлон, повелевающий сатирам привязать Марсия к дереву» из Новосибирского собрания. В ней воплотились черты, свойственные классицистической живописи — ведущему направлению в изобразительном искусстве XVIII века.
В основу картины, как и предписывали законы классицизма, положен мифологический сюжет. Он был призван выразить представления об идеальном устройстве человека и общества. В лице своих героев художник изобразил борьбу светлого и темного начала. Аполлон воплощает порядок и гармонию, которые торжествуют над грубой силой, олицетворенной Марсием.
Состязание Аполлона и Марсия — часто встречающийся в истории искусства сюжет, рассказывающий о соперничестве прекрасного бога и покровителя искусства с низшим лесным божеством. В своей работе Родчев обратился к сцене, в которой Аполлон, признанный победителем в состязании в игре на музыкальных инструментах, жестоко наказывает Марсия, который посмел бросить ему вызов.
Классицистический стиль находит выражение в этом произведении в композиции — пространство полотна разделено на три плана, а также в изображении фигур. Художник пишет своих героев, опираясь на образцы античной скульптуры. Известно, что оригиналом для основного персонажа картины послужила статуя Аполлона Бельведерского, а рисунок героев, расположившихся правее, восходит к известной скульптурной композиции «Лаокоон и его сыновья».
После окончания Академии художеств Василий Родчев посвятил себя исторической живописи и искусству портрета. Наследие его невелико. Новосибирский художественный музей владеет одним из самых известных произведений мастера. Оно поступило в собрание музея в 1958 году и стало одним из первых в его коллекции. До этого картина находилась в частном собрании в Ленинграде. Владелец приписывал ее авторство русскому художнику Александру Иванову. Однако по архивным документам, хранящимся в Академии художеств Санкт-Петербурга, искусствоведам удалось установить истинного автора полотна.
В основу картины, как и предписывали законы классицизма, положен мифологический сюжет. Он был призван выразить представления об идеальном устройстве человека и общества. В лице своих героев художник изобразил борьбу светлого и темного начала. Аполлон воплощает порядок и гармонию, которые торжествуют над грубой силой, олицетворенной Марсием.
Состязание Аполлона и Марсия — часто встречающийся в истории искусства сюжет, рассказывающий о соперничестве прекрасного бога и покровителя искусства с низшим лесным божеством. В своей работе Родчев обратился к сцене, в которой Аполлон, признанный победителем в состязании в игре на музыкальных инструментах, жестоко наказывает Марсия, который посмел бросить ему вызов.
Классицистический стиль находит выражение в этом произведении в композиции — пространство полотна разделено на три плана, а также в изображении фигур. Художник пишет своих героев, опираясь на образцы античной скульптуры. Известно, что оригиналом для основного персонажа картины послужила статуя Аполлона Бельведерского, а рисунок героев, расположившихся правее, восходит к известной скульптурной композиции «Лаокоон и его сыновья».
После окончания Академии художеств Василий Родчев посвятил себя исторической живописи и искусству портрета. Наследие его невелико. Новосибирский художественный музей владеет одним из самых известных произведений мастера. Оно поступило в собрание музея в 1958 году и стало одним из первых в его коллекции. До этого картина находилась в частном собрании в Ленинграде. Владелец приписывал ее авторство русскому художнику Александру Иванову. Однако по архивным документам, хранящимся в Академии художеств Санкт-Петербурга, искусствоведам удалось установить истинного автора полотна.