Полотенца, рушники (вид полотенца из домотканого холста) и другие вышитые изделия играли значительную роль в быту народов России. Ими украшали иконы, использовали в различных обрядах. Концы полотенец богато украшали кружевом, вышивкой. Представленные в экспозиции подзоры (кружевные оборки) из Галича Костромской губернии, Торжка Тверской губернии и других регионов состоят из полос шелкового кружева, иногда с золотной нитью, и узорных шелковых лент. Подзоры пришивали не только к полотенцам, но и, например, к длинным краям простыни, чтобы при застеленной постели он оставался открытым и свисал над полом.
Плетение кружева — технически сложный процесс, требующий ряда приспособлений, главное из которых — коклюшки, деревянные палочки с шейкой, на которую наматывается пряжа. Нити связываются попарно, потому в зависимости от сложности узора необходимо разное количество пар коклюшек: иногда счет идет на сотни.
Сформировалось три различных способа кружевоплетения: численный, многопарный и сцепной. Самый сложный способ — многопарный: в нем применяется наибольшее число пар коклюшек. При сцепном кружеве коклюшек нужно меньше. Основой узоров сцепной техники служит непрерывная плетеная полоска, свободные изгибы которой образуют рисунок. Изгибы соединяются между собой более или менее редкой сеткой, называемой «сцепом», которая делается тамбурным крючком. Распространенное название для такого кружева — гипюр.
В Торжке Тверской губернии кружевоплетение появилось довольно рано, и уже с XVIII века в этой местности преобладала сцепная техника. В разных регионах складывались не только свои техники плетения, но и свои традиционные орнаменты. Некоторые из них со временем начинали использовать повсеместно. Как, например, композиция на представленном в экспозиции подзоре — птицы по двум сторонам дерева. Поющая на рассвете птица считалась в древности посланницей солнца. С древними языческими верованиями связывают и часто встречающийся мотив дерева. Растительные и зооморфные мотивы и их многообразные комбинации к моменту появления кружева уже прочно прижились в более древнем искусстве вышивки, а оттуда перешли и в кружево.
Плетение кружева — технически сложный процесс, требующий ряда приспособлений, главное из которых — коклюшки, деревянные палочки с шейкой, на которую наматывается пряжа. Нити связываются попарно, потому в зависимости от сложности узора необходимо разное количество пар коклюшек: иногда счет идет на сотни.
Сформировалось три различных способа кружевоплетения: численный, многопарный и сцепной. Самый сложный способ — многопарный: в нем применяется наибольшее число пар коклюшек. При сцепном кружеве коклюшек нужно меньше. Основой узоров сцепной техники служит непрерывная плетеная полоска, свободные изгибы которой образуют рисунок. Изгибы соединяются между собой более или менее редкой сеткой, называемой «сцепом», которая делается тамбурным крючком. Распространенное название для такого кружева — гипюр.
В Торжке Тверской губернии кружевоплетение появилось довольно рано, и уже с XVIII века в этой местности преобладала сцепная техника. В разных регионах складывались не только свои техники плетения, но и свои традиционные орнаменты. Некоторые из них со временем начинали использовать повсеместно. Как, например, композиция на представленном в экспозиции подзоре — птицы по двум сторонам дерева. Поющая на рассвете птица считалась в древности посланницей солнца. С древними языческими верованиями связывают и часто встречающийся мотив дерева. Растительные и зооморфные мотивы и их многообразные комбинации к моменту появления кружева уже прочно прижились в более древнем искусстве вышивки, а оттуда перешли и в кружево.