В экспозиции представлены образцы тканей с набивными узорами. Набивное искусство известно с глубокой древности, а в России технология окраски набивным способом появилась уже в раннем Средневековье. «Золотой век» искусства набойки пришелся на XVII–XVIII века.
Долгое время, вплоть до конца XVII века, в России для изготовления набойки пользовались преимущественно масляными красками. Узор на ткань наносили при помощи резных досок. Масляная краска огрубляла ткань, трескалась, плохо переносила стирку, поэтому мастера пытались найти другие варианты.
Еще один способ производства набойки — кубовой, при котором на ткань предварительно при помощи набойных досок наносили особый состав, предохраняющий от красителя, — вапу, состоявшую из воска, глины и крахмала. После нанесения вапы холсты погружали в специально приспособленные кубы (котлы). Чаще всего ткань таким образом окрашивали в синий цвет. Применяли, в основном, натуральные красители: краски черного цвета производили из древесной сажи, синего — из настоя индиго.
Ручную масляную набойку уже в XVIII веке постепенно сменили фабричные ткани, а кубовые холсты просуществовали до первых десятилетий XX века. Набивные ткани благодаря своей красочности, разнообразию рисунков и относительно невысокой стоимости получили в народе название «пестрядь». Их широко применяли в одежде и интерьере. Орнамент набойки менялся. Например, в XVII веке веке были популярны мелкие геометрические и пышные растительные узоры. В XVIII веке орнамент стал более легким и изящным. Кроме цветочных узоров в крестьянской набойке были популярны светские мотивы: цветочные гирлянды, перевязанные лентами, турецкие огурцы «пейсли», страусовые перья. В XIX веке узор стал более строгим и мелким, вновь вошли в моду простые геометрические и цветочные орнаменты.
Занятие набойкой по ткани требовало рабочих рук и специального оборудования. Мастера объединялись в предприятия, называемые «заведениями». Заказы принимали на ярмарках. Для этого изготавливали образцы — манерники, представлявшие собой полосы холста с различными рисунками. Это были своеобразные альбомы для выбора узора.
Долгое время, вплоть до конца XVII века, в России для изготовления набойки пользовались преимущественно масляными красками. Узор на ткань наносили при помощи резных досок. Масляная краска огрубляла ткань, трескалась, плохо переносила стирку, поэтому мастера пытались найти другие варианты.
Еще один способ производства набойки — кубовой, при котором на ткань предварительно при помощи набойных досок наносили особый состав, предохраняющий от красителя, — вапу, состоявшую из воска, глины и крахмала. После нанесения вапы холсты погружали в специально приспособленные кубы (котлы). Чаще всего ткань таким образом окрашивали в синий цвет. Применяли, в основном, натуральные красители: краски черного цвета производили из древесной сажи, синего — из настоя индиго.
Ручную масляную набойку уже в XVIII веке постепенно сменили фабричные ткани, а кубовые холсты просуществовали до первых десятилетий XX века. Набивные ткани благодаря своей красочности, разнообразию рисунков и относительно невысокой стоимости получили в народе название «пестрядь». Их широко применяли в одежде и интерьере. Орнамент набойки менялся. Например, в XVII веке веке были популярны мелкие геометрические и пышные растительные узоры. В XVIII веке орнамент стал более легким и изящным. Кроме цветочных узоров в крестьянской набойке были популярны светские мотивы: цветочные гирлянды, перевязанные лентами, турецкие огурцы «пейсли», страусовые перья. В XIX веке узор стал более строгим и мелким, вновь вошли в моду простые геометрические и цветочные орнаменты.
Занятие набойкой по ткани требовало рабочих рук и специального оборудования. Мастера объединялись в предприятия, называемые «заведениями». Заказы принимали на ярмарках. Для этого изготавливали образцы — манерники, представлявшие собой полосы холста с различными рисунками. Это были своеобразные альбомы для выбора узора.