Традиционный женский костюм — это сложный комплекс из множества предметов и деталей. В разных губерниях России существовали свои фасоны и способы украшения костюма. Особенности кроя и декорирования зависели не только от географического расположения, но и от многих других факторов: от того, предназначался ли костюм для буднего или праздничного дня, от социального, семейного статуса и возраста владелицы.
В основе женского русского традиционного костюма была рубаха: ее носили женщины всех возрастов. Поверх рубахи, в зависимости от возраста женщины и других факторов, надевались дополнительные элементы. Два основных вида русского костюма — понёвный (южный) и сарафанный (северный) комплексы. Понёва — один из древнейших предметов русской женской одежды — представляла собой прямоугольник, сшитый из нескольких полотнищ. Его оборачивали вокруг талии и подвязывали шнурком. Позже понёва стала больше походить на юбку: ее сшивали, а спереди и сбоку делали вставки из другой ткани. Поверх понёвы часто надевался передник.
Существовало несколько видов понёв, отличавшихся по покрою, расцветке и способу декорирования. Существовал даже такой обряд — надевание понёвы, своего рода праздник совершеннолетия, после которого девушка могла быть просватанной.
Сарафан — это основной элемент северного комплекта русского женского национального костюма. Исследователи выделяют несколько устойчивых фасонов, которые сформировались к середине XIX века и были широко распространены на территории всей России: косоклинные, прямые и на кокетке. Кокетка — это отрезная деталь в верхней части сарафана.
На рубеже XIX–XX веков само слово «сарафан» употребляли редко. Обычно использовали более конкретные и принятые в каждой местности названия одежды, обозначавшие особенности конструкции, техники изготовления, цвета и способа окраски: «костыч», «шушун», «клинник», «набивник», «атласник», «пестрядинник» и множество других обозначений.
Перед нами женский праздничный костюм Архангельской губернии, состоящий из домотканой льняной рубахи, оплечье и запястья которой украшены вышивкой, набивного сарафана, пояска с кистями. Сарафан украшен кубовой набойкой, одним из самых любимых в народе методов декорирования текстиля, особенно популярным на Русском Севере. Кубом называли чан, в котором окрашивалась ткань.
В основе женского русского традиционного костюма была рубаха: ее носили женщины всех возрастов. Поверх рубахи, в зависимости от возраста женщины и других факторов, надевались дополнительные элементы. Два основных вида русского костюма — понёвный (южный) и сарафанный (северный) комплексы. Понёва — один из древнейших предметов русской женской одежды — представляла собой прямоугольник, сшитый из нескольких полотнищ. Его оборачивали вокруг талии и подвязывали шнурком. Позже понёва стала больше походить на юбку: ее сшивали, а спереди и сбоку делали вставки из другой ткани. Поверх понёвы часто надевался передник.
Существовало несколько видов понёв, отличавшихся по покрою, расцветке и способу декорирования. Существовал даже такой обряд — надевание понёвы, своего рода праздник совершеннолетия, после которого девушка могла быть просватанной.
Сарафан — это основной элемент северного комплекта русского женского национального костюма. Исследователи выделяют несколько устойчивых фасонов, которые сформировались к середине XIX века и были широко распространены на территории всей России: косоклинные, прямые и на кокетке. Кокетка — это отрезная деталь в верхней части сарафана.
На рубеже XIX–XX веков само слово «сарафан» употребляли редко. Обычно использовали более конкретные и принятые в каждой местности названия одежды, обозначавшие особенности конструкции, техники изготовления, цвета и способа окраски: «костыч», «шушун», «клинник», «набивник», «атласник», «пестрядинник» и множество других обозначений.
Перед нами женский праздничный костюм Архангельской губернии, состоящий из домотканой льняной рубахи, оплечье и запястья которой украшены вышивкой, набивного сарафана, пояска с кистями. Сарафан украшен кубовой набойкой, одним из самых любимых в народе методов декорирования текстиля, особенно популярным на Русском Севере. Кубом называли чан, в котором окрашивалась ткань.