Подзор вместе с подушками, периной и одеялами входил в приданое невесты и изначально служил украшением свадебной кровати. Со временем он стал обязательным элементом интерьера в зажиточных крестьянских, мещанских и купеческих домах, свидетельствовал о семейном достатке.
Подзор представляет собой широкую, прямую или сборчатую декоративную кайму, которая крепилась к краю простыни с лицевой стороны и спускалась почти до самого пола. Подзор без крайней необходимости не стирали из-за обилия декоративных элементов: он был обязательно украшен вышивкой, ткачеством, прошвами из шелковых лент, кружевом.
Богатство отделки зависело от фантазии и умения невесты или мастериц, которым заказывали изготовление приданого, чаще всего при монастырях. Для украшения брачного ложа использовали архаичные мотивы, связанные с идеями продолжения жизни: образы птиц, оленей, коней, древа жизни, львов (барсов-защитников); растительные орнаменты и женские фигурки символизировали идею плодородия. Позднее стали изображать сцены гуляния, образы жениха и невесты, дам и кавалеров, сцены охоты или переплывания воды на корабле, изображение волшебного пространства с фантастическими деревьями и цветами, мифическими животными и птицами.
Техники вышивки для декорирования подзоров были разнообразны: строчевые и счетные гладьевые швы, роспись, косой крест, тамбур, вырезы. Вышивку зачастую выполняли белыми нитями по белому глухому фону или ажурному — в виде сетки. Распространено также было использование красных нитей для создания рисунка. В более поздней технике тамбур нередко использовали разноцветные нити самых разных оттенков.
В старину обычно спали на лавках, полатях, сундуках, на печи или голбце; кровати появились сравнительно поздно, их делали высокими, до метра над полом. Кроме того, под высокой кроватью было удобно хранить различные короба и корзины с домашней утварью. Таким образом подзор выполнял несколько функций: укрывал от посторонних взглядов сложенное под кроватью добро, служил украшением и оберегом.
Подзор представляет собой широкую, прямую или сборчатую декоративную кайму, которая крепилась к краю простыни с лицевой стороны и спускалась почти до самого пола. Подзор без крайней необходимости не стирали из-за обилия декоративных элементов: он был обязательно украшен вышивкой, ткачеством, прошвами из шелковых лент, кружевом.
Богатство отделки зависело от фантазии и умения невесты или мастериц, которым заказывали изготовление приданого, чаще всего при монастырях. Для украшения брачного ложа использовали архаичные мотивы, связанные с идеями продолжения жизни: образы птиц, оленей, коней, древа жизни, львов (барсов-защитников); растительные орнаменты и женские фигурки символизировали идею плодородия. Позднее стали изображать сцены гуляния, образы жениха и невесты, дам и кавалеров, сцены охоты или переплывания воды на корабле, изображение волшебного пространства с фантастическими деревьями и цветами, мифическими животными и птицами.
Техники вышивки для декорирования подзоров были разнообразны: строчевые и счетные гладьевые швы, роспись, косой крест, тамбур, вырезы. Вышивку зачастую выполняли белыми нитями по белому глухому фону или ажурному — в виде сетки. Распространено также было использование красных нитей для создания рисунка. В более поздней технике тамбур нередко использовали разноцветные нити самых разных оттенков.
В старину обычно спали на лавках, полатях, сундуках, на печи или голбце; кровати появились сравнительно поздно, их делали высокими, до метра над полом. Кроме того, под высокой кроватью было удобно хранить различные короба и корзины с домашней утварью. Таким образом подзор выполнял несколько функций: укрывал от посторонних взглядов сложенное под кроватью добро, служил украшением и оберегом.