Эта подвеска была обнаружена в деревне Большая Коча Пермского края. Подобные изделия обычно находят на местах святилищ, погребений, в кладах и мастерских. Их отливали из серебра и золота, но в XIX веке многие находки были утрачены и переплавлены купцами в другие изделия. Бронзовые пластины, бляхи и пряжки в большем количестве дошли до наших дней.
Подвеска — типичный образец пермского звериного стиля, главного художественного наследия средневекового Урала, финно-угорских племен и народа чудь. Его изучают более ста лет, но он остается загадочным феноменом евразийской культуры. Мастера пермского звериного стиля еще не знали письменности, поэтому все их представления о мироустройстве заключены в животной символике без дополнительных записей. Изделия пермского звериного стиля также называют «чудские образки» и «культовое литье».
Главная особенность пермского звериного стиля — это смешение в одном образе признаков разных живых существ. Все они наделены магическими свойствами и олицетворяют три мира. Верхний мир населяют птицы, уносящие души умерших, а также млекопитающие. Нижний мир, подземный, представляют кроты, змеи, рыбы, ящерицы. Между двумя противоположными мирами находится центральный образ — человек. Он может быть собирательным образом смертного или воплощением бога.
В центре подвески расположены две человеческие фигуры в полный рост, которые соприкасаются головами, плечами, кистями рук и коленями. Фигуры стоят на условном ящере, который охраняет вход в загробный мир. Верхний свод сделан из лосиных голов, это один из самых популярных мотивов пермского звериного стиля. Человека часто изображали с лосиной головой или копытами: лось был земным воплощением бога Ена.
В дохристианской мифологии коми-пермяков было два верховных бога — Ен и Куль. Их матерью была утка, которая создала Землю. Каждое изображение животного на предметах древних мастеров было родовым или племенным символом, который связывал человека с его тотемом — существом-защитником из окружающего мира флоры и фауны.
Подвеска — типичный образец пермского звериного стиля, главного художественного наследия средневекового Урала, финно-угорских племен и народа чудь. Его изучают более ста лет, но он остается загадочным феноменом евразийской культуры. Мастера пермского звериного стиля еще не знали письменности, поэтому все их представления о мироустройстве заключены в животной символике без дополнительных записей. Изделия пермского звериного стиля также называют «чудские образки» и «культовое литье».
Главная особенность пермского звериного стиля — это смешение в одном образе признаков разных живых существ. Все они наделены магическими свойствами и олицетворяют три мира. Верхний мир населяют птицы, уносящие души умерших, а также млекопитающие. Нижний мир, подземный, представляют кроты, змеи, рыбы, ящерицы. Между двумя противоположными мирами находится центральный образ — человек. Он может быть собирательным образом смертного или воплощением бога.
В центре подвески расположены две человеческие фигуры в полный рост, которые соприкасаются головами, плечами, кистями рук и коленями. Фигуры стоят на условном ящере, который охраняет вход в загробный мир. Верхний свод сделан из лосиных голов, это один из самых популярных мотивов пермского звериного стиля. Человека часто изображали с лосиной головой или копытами: лось был земным воплощением бога Ена.
В дохристианской мифологии коми-пермяков было два верховных бога — Ен и Куль. Их матерью была утка, которая создала Землю. Каждое изображение животного на предметах древних мастеров было родовым или племенным символом, который связывал человека с его тотемом — существом-защитником из окружающего мира флоры и фауны.