Бляха с изображением медведя стала символом пермского звериного стиля и используется в государственной символике. Образ медведя встречается на старинных картах Пермской губернии и на современном гербе Перми, а в центре города стоит памятник этому зверю. Медведь — один из самых древних и популярных героев в культуре со времен палеолита. По уральским легендам медведь был сыном верховного бога, но ослушался его, спустился к людям и был убит. Дух медведя возрождался на ритуальных обрядах и возвращался на небо к отцу.
У коми-пермяков существовал культ медведя — «оша». Одного из эпических героев народа звали Кудым-Ош, или Медведь из устья реки Кува. Это был легендарный богатырь, обладавший нечеловеческой силой. Он носил на груди изображение медведя и был неуязвим, ездил верхом на лосе и мог излечить любую рану, прижавшись к земле. Медведя на Урале считали существом, похожим на человека, но значительно более сильным, потому и называли его «хозяин». Считалось, что медведь как хозяин и повелитель леса определяет успех охотничьего промысла. Среди знаков собственности у коми-пермяков встречались изображения «большого медведя», «маленького медведя», «медвежьего уха».
Бляха с изображением медведя была обнаружена в 1930-е годы в деревне Пуксиб Коми-Пермяцкого национального округа. Особенно реалистично изображена голова медведя: четко выделены морда, глаза, уши и когти. Орнамент по периметру подчинен основной цели — выделить фигуру медведя и ограничить ее в пространстве. На языческих медвежьих праздниках шкуру убитого медведя укладывали таким образом, что его голова находилась между лап. Именно в такой жертвенной позе чаще всего изображали медведей древние мастера пермского звериного стиля.
Пермский звериный стиль — это особое искусство металлопластики, которое просуществовало 12 веков на северо-востоке Европы и в Западной Сибири. Оно возникло на основе верований и наблюдений охотников, их попыток объяснить законы природы и жизни с помощью духов животных. Бронзовые амулеты, подвески и фигурки с образами лосей, ящеров, птиц, лошадей и людей были широко распространены как в сакральной, так и в бытовой жизни.
У коми-пермяков существовал культ медведя — «оша». Одного из эпических героев народа звали Кудым-Ош, или Медведь из устья реки Кува. Это был легендарный богатырь, обладавший нечеловеческой силой. Он носил на груди изображение медведя и был неуязвим, ездил верхом на лосе и мог излечить любую рану, прижавшись к земле. Медведя на Урале считали существом, похожим на человека, но значительно более сильным, потому и называли его «хозяин». Считалось, что медведь как хозяин и повелитель леса определяет успех охотничьего промысла. Среди знаков собственности у коми-пермяков встречались изображения «большого медведя», «маленького медведя», «медвежьего уха».
Бляха с изображением медведя была обнаружена в 1930-е годы в деревне Пуксиб Коми-Пермяцкого национального округа. Особенно реалистично изображена голова медведя: четко выделены морда, глаза, уши и когти. Орнамент по периметру подчинен основной цели — выделить фигуру медведя и ограничить ее в пространстве. На языческих медвежьих праздниках шкуру убитого медведя укладывали таким образом, что его голова находилась между лап. Именно в такой жертвенной позе чаще всего изображали медведей древние мастера пермского звериного стиля.
Пермский звериный стиль — это особое искусство металлопластики, которое просуществовало 12 веков на северо-востоке Европы и в Западной Сибири. Оно возникло на основе верований и наблюдений охотников, их попыток объяснить законы природы и жизни с помощью духов животных. Бронзовые амулеты, подвески и фигурки с образами лосей, ящеров, птиц, лошадей и людей были широко распространены как в сакральной, так и в бытовой жизни.