Медальоны-коробочки были популярным личным предметом в VIII — начале XI веков. Они характерны исключительно для Пермского Предуралья, за его пределами известны только две находки. Медальоны с шумящими подвесками встречаются и в женских, и в мужских погребениях.
Средневековые модницы использовали их для хранения благовоний — твердых духов на основе смеси жиров растительного и животного происхождения, воска и местных душистых трав. Коробочки делали оригинальными и нарядными, потому что они служили дополнительным украшением костюма. Мужчины использовали подвески-коробочки как личные амулеты и обереги от злых духов, порчи и диких зверей.
На смену металлическим подвескам-коробочкам, половинки которых запаивали, пришел другой вид медальонов — «самоварчики». Они напоминали миниатюрные самовары и состояли из двух частей, которые располагались вертикально по принципу поплавка и стягивались тонким ремешком.
Металлические подвески-коробочки, возможно, были заимствованы у народов Волжской Булгарии, где было найдено 36 таких изделий. В Пермском Предуралье, однако, эта категория древних предметов представлена значительно шире, поэтому археологи продолжают изучать их происхождение.
Медальоны родановской культуры, найденные в Прикамье, отличаются характерной «гусиной лапкой» — дополнительной подвеской-шумелкой заостренной формы, близкой к треугольнику или ромбу, с насечками на месте перепонок. Вместе с коробочками были найдены и литейные формы для отливки ромбовидных «гусиных лапок» — это авторский стиль пермских мастеров.
Подвеска-коробочка из коллекции Коми-Пермяцкого краеведческого музея была найдена в 1953 году в женском погребении Канёвского могильника в ходе раскопок Уральского государственного университета. Тулово коробочки имеет форму цилиндра и состоит из двух одинаковых частей, которые вставляются друг в друга и украшены растительным орнаментом: точечным кругом с лепестками и узорами из насечек. К каждой половинке прикреплены по пять шумящих подвесок в виде массивных цепочек с колокольцами на концах. Сама коробочка подвешена на длинную металлическую цепочку.
Средневековые модницы использовали их для хранения благовоний — твердых духов на основе смеси жиров растительного и животного происхождения, воска и местных душистых трав. Коробочки делали оригинальными и нарядными, потому что они служили дополнительным украшением костюма. Мужчины использовали подвески-коробочки как личные амулеты и обереги от злых духов, порчи и диких зверей.
На смену металлическим подвескам-коробочкам, половинки которых запаивали, пришел другой вид медальонов — «самоварчики». Они напоминали миниатюрные самовары и состояли из двух частей, которые располагались вертикально по принципу поплавка и стягивались тонким ремешком.
Металлические подвески-коробочки, возможно, были заимствованы у народов Волжской Булгарии, где было найдено 36 таких изделий. В Пермском Предуралье, однако, эта категория древних предметов представлена значительно шире, поэтому археологи продолжают изучать их происхождение.
Медальоны родановской культуры, найденные в Прикамье, отличаются характерной «гусиной лапкой» — дополнительной подвеской-шумелкой заостренной формы, близкой к треугольнику или ромбу, с насечками на месте перепонок. Вместе с коробочками были найдены и литейные формы для отливки ромбовидных «гусиных лапок» — это авторский стиль пермских мастеров.
Подвеска-коробочка из коллекции Коми-Пермяцкого краеведческого музея была найдена в 1953 году в женском погребении Канёвского могильника в ходе раскопок Уральского государственного университета. Тулово коробочки имеет форму цилиндра и состоит из двух одинаковых частей, которые вставляются друг в друга и украшены растительным орнаментом: точечным кругом с лепестками и узорами из насечек. К каждой половинке прикреплены по пять шумящих подвесок в виде массивных цепочек с колокольцами на концах. Сама коробочка подвешена на длинную металлическую цепочку.