Накосники, или косники, — древнее женское украшение, которое вплетали в косы с помощью тесьмы. Оно широко применялось среди финно-угорских племен Поволжья, булгар и древних венгров, а также многих тюркоязычных народов вплоть до XX века. У татарок-мусульманок накосники были обязательным атрибутом для женщин всех возрастов, а у крещеных татарок — только девичьим украшением. Накосники различались по сложности и мастерству изготовления — от простых подвесок из монет и блях до литых ажурных изделий со вставками из самоцветов.
В Пермском Предуралье декоративные предметы из бронзы находят среди погребального инвентаря памятников ломоватовской культуры. Украшения играли важную роль в одежде местных женщин, их носили на шее, руках, поясе и на голове. Накосники имели шумящие подвески в виде колокольцев, утиных лапок или пластин, которые при ходьбе издавали перезвон. Люди верили в магические силы металла, он считался материалом богов.
Особенно высоко ценилось серебро: его широко использовали в культах и обрядах, подносили дары богам на серебряном блюде. Финно-угры считали медь одушевленным материалом, который не может случайно потеряться, умеет подавать знаки и даже принимать человеческий облик. Шумящие подвески из металла шлифовали до блеска: это, согласно верованиям той эпохи, усиливало их власть над миром сверхъестественного. В защитную силу звенящих подвесок верили и на Руси, поэтому носили их не только женщины, но и мужчины, дети и даже животные.
Декоративные элементы костюма служили также для определения возрастного и социального статуса женщины. Украшения и амулеты для девиц, замужних и беременных женщин различались по декору и символизму. Голову женщины покрывали платком, ложными косами, налобными лентами и вплетали накосники для защиты души, а значит и тела, от болезней.
Накосник из собрания Коми-Пермяцкого краеведческого музея был найден в 1953 году в женском погребении Канёвского могильника, памятника ломоватовской культуры. Основа круга этой подвески сделана в виде двойной «косички», а внизу прикреплены подвески с утиными лапками, одна из которых утеряна.
В Пермском Предуралье декоративные предметы из бронзы находят среди погребального инвентаря памятников ломоватовской культуры. Украшения играли важную роль в одежде местных женщин, их носили на шее, руках, поясе и на голове. Накосники имели шумящие подвески в виде колокольцев, утиных лапок или пластин, которые при ходьбе издавали перезвон. Люди верили в магические силы металла, он считался материалом богов.
Особенно высоко ценилось серебро: его широко использовали в культах и обрядах, подносили дары богам на серебряном блюде. Финно-угры считали медь одушевленным материалом, который не может случайно потеряться, умеет подавать знаки и даже принимать человеческий облик. Шумящие подвески из металла шлифовали до блеска: это, согласно верованиям той эпохи, усиливало их власть над миром сверхъестественного. В защитную силу звенящих подвесок верили и на Руси, поэтому носили их не только женщины, но и мужчины, дети и даже животные.
Декоративные элементы костюма служили также для определения возрастного и социального статуса женщины. Украшения и амулеты для девиц, замужних и беременных женщин различались по декору и символизму. Голову женщины покрывали платком, ложными косами, налобными лентами и вплетали накосники для защиты души, а значит и тела, от болезней.
Накосник из собрания Коми-Пермяцкого краеведческого музея был найден в 1953 году в женском погребении Канёвского могильника, памятника ломоватовской культуры. Основа круга этой подвески сделана в виде двойной «косички», а внизу прикреплены подвески с утиными лапками, одна из которых утеряна.