Подстаканник — цилиндрическая подставка для стеклянного стакана, из которого обычно пили чай. Она охватывала нижнюю часть емкости и имела ручку, которая защищала пальцы от ожогов. Кроме этого, металлический подстаканник отводил тепло от стеклянной поверхности, благодаря чему стакан не лопался от кипятка.
Считается, что первые подстаканники, похожие на современные, появились в России еще в XVIII столетии. В то время по правилам столового этикета полагалось, чтобы женщины пили чай из фарфоровых чашек, а мужчины из стеклянных стаканов с металлическими подставками.
В XIX веке подстаканники начали изготавливать в городе Кольчугино Владимирской губернии. Там работал металлургический завод с давильным цехом, где производили посуду: самовары, чайники, кастрюли и другие предметы. А с 1892 года держатели для стаканов стали обязательным атрибутом поездов в Российской империи. Министр путей сообщения Сергей Витте ввел их специальным указом из-за того что проводники часто жаловались: разносить стаканы с горячим чаем в движущемся вагоне было неудобно, кипяток проливался на руки, а иногда и на пассажиров, что могло обернуться скандалом. С тех пор и до наших дней подстаканниками в поездах пользуются постоянно, а сейчас их можно и купить у проводника как сувениры.
Металлический подстаканник из коллекции Нижневартовского краеведческого музея изготовили в советское время — между 1965 и 1975 годом. Его выпустил Казаковский завод художественных изделий, который работал в Горьковской (современной Нижегородской) области. В нижней части подстаканника сохранилось клеймо предприятия. Донышко представляет собой небольшой металлический ободок, который поддерживал стакан снизу.
Изделие выполнено в технике филиграни: его бортики похожи на кружево из тонкой металлической проволоки, припаянной к основанию и верхнему ободку. Узор состоит из семи одинаковых ажурных арок, в центре каждой из них располагается декоративный элемент в форме крупной капли. Высокая изогнутая ручка припаяна к верхнему и нижнему ободкам и украшена рисунком в виде мелких насечек.
Считается, что первые подстаканники, похожие на современные, появились в России еще в XVIII столетии. В то время по правилам столового этикета полагалось, чтобы женщины пили чай из фарфоровых чашек, а мужчины из стеклянных стаканов с металлическими подставками.
В XIX веке подстаканники начали изготавливать в городе Кольчугино Владимирской губернии. Там работал металлургический завод с давильным цехом, где производили посуду: самовары, чайники, кастрюли и другие предметы. А с 1892 года держатели для стаканов стали обязательным атрибутом поездов в Российской империи. Министр путей сообщения Сергей Витте ввел их специальным указом из-за того что проводники часто жаловались: разносить стаканы с горячим чаем в движущемся вагоне было неудобно, кипяток проливался на руки, а иногда и на пассажиров, что могло обернуться скандалом. С тех пор и до наших дней подстаканниками в поездах пользуются постоянно, а сейчас их можно и купить у проводника как сувениры.
Металлический подстаканник из коллекции Нижневартовского краеведческого музея изготовили в советское время — между 1965 и 1975 годом. Его выпустил Казаковский завод художественных изделий, который работал в Горьковской (современной Нижегородской) области. В нижней части подстаканника сохранилось клеймо предприятия. Донышко представляет собой небольшой металлический ободок, который поддерживал стакан снизу.
Изделие выполнено в технике филиграни: его бортики похожи на кружево из тонкой металлической проволоки, припаянной к основанию и верхнему ободку. Узор состоит из семи одинаковых ажурных арок, в центре каждой из них располагается декоративный элемент в форме крупной капли. Высокая изогнутая ручка припаяна к верхнему и нижнему ободкам и украшена рисунком в виде мелких насечек.