В собрании Самарского областного художественного музея представлены миниатюры раджастанской школы, одной из основополагающих школ индийской миниатюры XVI–XIX веков.
На одной из таких работ перед зрителем разворачивается сцена, где мужчина-сикх, облаченный в традиционные одежды, молится перед фигурой Кришны, рядом с которым стоит его возлюбленная Радха. Миниатюра наполнена символическими деталями: у ног Кришны можно увидеть короля птиц Гаруду, в руках он держит лотос и священную раковину.
Раджпутская миниатюра разделяется на ряд местных школ, раджастанскую (Раджпутана и Бунделкханд) и Пахари. К последней относятся школы Басоли, Джамма и другие местные школы горных княжеств к западу от реки Сетледж, а также школа Кангра, охватывающая живопись горных княжеств к востоку от Сетледжа. Миниатюры этих школ иллюстрирует многочисленные сюжеты из индийской литературы и поэзии, в частности эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», а также легенды о Кришне и связанные с ними циклы повествований, по большей части лирического, любовного характера.
Почитание Кришны, существовавшее в Индии с древних пор (например, в эпосе «Махабхарата»), получило наиболее широкое распространение в XV–XVI веках. Начиная с этого периода образ Кришны все чаще встречался в бурно развивавшейся литературе на языке хинди. В ней миф о герое-пастухе трансформировался в символ всеобщей любви, преодолевающей границы кастовой морали. Большое значение имела также близость Кришны к животным, к природе, интимное проникновение в ее тайны.
В миниатюре же тема не знающей препятствий любви Кришны и пастушки Радхи является одним из излюбленных мотивов. Образ индийской женщины нашел тонкое воплощение в облике кроткой Радхи. Главная отличительная черта подобной миниатюры — это общее лирическое, несколько идиллическое настроение, которое пронизывает весь образный и поэтический строй изображения.
Расцвет раджастанской миниатюры относится к XVIII — началу XIX века в школе Кангра. Под влиянием монгольской живописи в миниатюре усиливаются черты реалистичности, например в изображении природы и в жанровом характере отдельных сцен. Вместе с тем становится более изощренным декоративное мастерство художников, что отражается в колористической изысканности, утонченности и сложности линейного ритма лучших произведений этого периода.
На одной из таких работ перед зрителем разворачивается сцена, где мужчина-сикх, облаченный в традиционные одежды, молится перед фигурой Кришны, рядом с которым стоит его возлюбленная Радха. Миниатюра наполнена символическими деталями: у ног Кришны можно увидеть короля птиц Гаруду, в руках он держит лотос и священную раковину.
Раджпутская миниатюра разделяется на ряд местных школ, раджастанскую (Раджпутана и Бунделкханд) и Пахари. К последней относятся школы Басоли, Джамма и другие местные школы горных княжеств к западу от реки Сетледж, а также школа Кангра, охватывающая живопись горных княжеств к востоку от Сетледжа. Миниатюры этих школ иллюстрирует многочисленные сюжеты из индийской литературы и поэзии, в частности эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», а также легенды о Кришне и связанные с ними циклы повествований, по большей части лирического, любовного характера.
Почитание Кришны, существовавшее в Индии с древних пор (например, в эпосе «Махабхарата»), получило наиболее широкое распространение в XV–XVI веках. Начиная с этого периода образ Кришны все чаще встречался в бурно развивавшейся литературе на языке хинди. В ней миф о герое-пастухе трансформировался в символ всеобщей любви, преодолевающей границы кастовой морали. Большое значение имела также близость Кришны к животным, к природе, интимное проникновение в ее тайны.
В миниатюре же тема не знающей препятствий любви Кришны и пастушки Радхи является одним из излюбленных мотивов. Образ индийской женщины нашел тонкое воплощение в облике кроткой Радхи. Главная отличительная черта подобной миниатюры — это общее лирическое, несколько идиллическое настроение, которое пронизывает весь образный и поэтический строй изображения.
Расцвет раджастанской миниатюры относится к XVIII — началу XIX века в школе Кангра. Под влиянием монгольской живописи в миниатюре усиливаются черты реалистичности, например в изображении природы и в жанровом характере отдельных сцен. Вместе с тем становится более изощренным декоративное мастерство художников, что отражается в колористической изысканности, утонченности и сложности линейного ритма лучших произведений этого периода.