В экспозиции Самарского художественного музея представлена гравюра художника Ёситоры Утагавы, мастера гравюры укиё-э. Укиё-э — это картины повседневной жизни городского сословия периода Эдо (1603–1868 годы).
Достоверно известно, что художник Ёситора Утагава родился в Эдо (современный Токио) и учился у известного мастера Куниёси Утагавы. По японским обычаям он принял псевдоним, начинающийся с последнего иероглифа имени учителя, и его фамилию. В истории гравюры художник более известен как Ёситора Исимосай. Приблизительно в 1842 году по неизвестной нам причине его выгнали из школы. Ёситора вынужден был сменить фамилию, но, несмотря на это, он сохранил в своем творчестве приверженность стилю Куниёси Утагавы и следовал разработанным учителем художественным традициям, что особенно проявилось в его историко-военных сериях. Последние гравюры Ёситоры Утагавы датированы 1880 годом. Предположительно, это год его смерти.
В переводе с японского название гравюры из музейной коллекции звучит следующим образом: «Статуя Усиоды Таканори, одного из 47 ронинов». Это один из распространенных сюжетов про ронинов (самураев без хозяина), которые отомстили придворному церемониймейстеру за то, что он убил их господина. На этой гравюре изображен Усиода Таканори, мастер боевых искусств, особенно прославившийся своим умением владеть копьем, с которым и изображен. Также он вооружен двумя мечами — катаной и вакидзаси (короткий меч). Меч считался важнейшим атрибутом воина. В самурайском кодексе бусидо было сказано, что душа самурая заключена в его катане. Как правило, самураи носили сразу два меча — один длинный, другой короткий. Именно Усиода поднял на копье голову ненавистного церемониймейстера после его убийства и гордо нес по улицам. Выражение лица и поза самурая — все в гравюре выражает героизм, мужество и стойкость духа.
В отличие от более ранних гравюр с изображением самураев муся-э (героическая гравюра), здесь изображен не просто сражающийся воин, а символ сверхчеловеческой мощи и героизма. Мастер создал особый мир сэкай — «мир героического», заселенный персонажами, способными на невозможное.
Достоверно известно, что художник Ёситора Утагава родился в Эдо (современный Токио) и учился у известного мастера Куниёси Утагавы. По японским обычаям он принял псевдоним, начинающийся с последнего иероглифа имени учителя, и его фамилию. В истории гравюры художник более известен как Ёситора Исимосай. Приблизительно в 1842 году по неизвестной нам причине его выгнали из школы. Ёситора вынужден был сменить фамилию, но, несмотря на это, он сохранил в своем творчестве приверженность стилю Куниёси Утагавы и следовал разработанным учителем художественным традициям, что особенно проявилось в его историко-военных сериях. Последние гравюры Ёситоры Утагавы датированы 1880 годом. Предположительно, это год его смерти.
В переводе с японского название гравюры из музейной коллекции звучит следующим образом: «Статуя Усиоды Таканори, одного из 47 ронинов». Это один из распространенных сюжетов про ронинов (самураев без хозяина), которые отомстили придворному церемониймейстеру за то, что он убил их господина. На этой гравюре изображен Усиода Таканори, мастер боевых искусств, особенно прославившийся своим умением владеть копьем, с которым и изображен. Также он вооружен двумя мечами — катаной и вакидзаси (короткий меч). Меч считался важнейшим атрибутом воина. В самурайском кодексе бусидо было сказано, что душа самурая заключена в его катане. Как правило, самураи носили сразу два меча — один длинный, другой короткий. Именно Усиода поднял на копье голову ненавистного церемониймейстера после его убийства и гордо нес по улицам. Выражение лица и поза самурая — все в гравюре выражает героизм, мужество и стойкость духа.
В отличие от более ранних гравюр с изображением самураев муся-э (героическая гравюра), здесь изображен не просто сражающийся воин, а символ сверхчеловеческой мощи и героизма. Мастер создал особый мир сэкай — «мир героического», заселенный персонажами, способными на невозможное.