В экспозиции Самарского художественного музея представлены изделия, выполненные в различных техниках обработки металла: насечки, гравировки, чеканки и инкрустации. Но наиболее значительные экспонаты — сосуды, декорированные в специфической индийской технике — бидри.
Один из них — это плевательница, сосуд для сплевывания, полностью покрытый растительным орнаментом. Выходя из дома, индус или цейлонец берет с собой бетель (материал для жвачки) в особых кисетах — плетеных, как на Цейлоне, или металлических, как в Южной и Северной Индии. Если он побогаче, то слуга несет за ним металлическую коробку с отделениями для бетеля. Жевание бетеля вызывает обильное выделение слюны кроваво-красного цвета. Поэтому в индийском доме плевательница занимает весьма почетное место и часто бывает декорирована затейливым узором.
Искусство бидри зародилось семь веков назад, когда султан Ахмад-шах (правил в 1422–1436 годах) привлек в свою новую столицу Бидар искусных чеканщиков из Ирана. Персидские мастера привезли в Южную Индию нехарактерные для нее узоры и технологии. Так появился новый способ обработки металла и инкрустации изделий серебром — замечательное персидско-индийское искусство бидри.
Материал для бидри — это сплав цинка и меди: на 16 частей цинка — 1 часть меди. Медь добавляют для того, чтобы заготовка была пластичной, лучше и легче полировалась. Из такого сплава отливают фигурки и посуду. Поначалу они имеют серый цвет. Затем, воздействуя на остывший металл медным купоросом, серый цвет превращают в черный. Главный секрет бидри состоит в том, что изделие полируют и натирают пастой из бидарской земли. В завершение процесса, для блеска, готовый предмет еще раз полируют, только уже не пастой, а мягкой тряпочкой, смоченной в кокосовом масле. В прикладном искусстве Индии техника инкрустации цветными и драгоценными металлами, слоновой костью и перламутром достигла необычайных высот.
Один из них — это плевательница, сосуд для сплевывания, полностью покрытый растительным орнаментом. Выходя из дома, индус или цейлонец берет с собой бетель (материал для жвачки) в особых кисетах — плетеных, как на Цейлоне, или металлических, как в Южной и Северной Индии. Если он побогаче, то слуга несет за ним металлическую коробку с отделениями для бетеля. Жевание бетеля вызывает обильное выделение слюны кроваво-красного цвета. Поэтому в индийском доме плевательница занимает весьма почетное место и часто бывает декорирована затейливым узором.
Искусство бидри зародилось семь веков назад, когда султан Ахмад-шах (правил в 1422–1436 годах) привлек в свою новую столицу Бидар искусных чеканщиков из Ирана. Персидские мастера привезли в Южную Индию нехарактерные для нее узоры и технологии. Так появился новый способ обработки металла и инкрустации изделий серебром — замечательное персидско-индийское искусство бидри.
Материал для бидри — это сплав цинка и меди: на 16 частей цинка — 1 часть меди. Медь добавляют для того, чтобы заготовка была пластичной, лучше и легче полировалась. Из такого сплава отливают фигурки и посуду. Поначалу они имеют серый цвет. Затем, воздействуя на остывший металл медным купоросом, серый цвет превращают в черный. Главный секрет бидри состоит в том, что изделие полируют и натирают пастой из бидарской земли. В завершение процесса, для блеска, готовый предмет еще раз полируют, только уже не пастой, а мягкой тряпочкой, смоченной в кокосовом масле. В прикладном искусстве Индии техника инкрустации цветными и драгоценными металлами, слоновой костью и перламутром достигла необычайных высот.