В экспозиции Самарского областного художественного музея представлен искусно декорированный кувшин офтоба. Офтоба — это узкогорлый сосуд, кувшин для воды с носиком, ручкой и крышкой, применявшийся в Азии в основном для умывания и мытья рук и прочих частей тела. Мусульмане до сих пор не обходятся без кувшина для омовения. А у многих наверняка стоит в углу красивый старинный кувшин, перешедший по наследству.
Уже в XVIII–XIX веках кувшины из меди, латуни превратились в изысканные произведения декоративно-прикладного искусства. Поверхность сосуда украшали чеканкой, гравировкой с чернением, эмалью или золочением. В искусстве ислама главную роль играет орнамент. Кувшины в основном украшают растительным орнаментом, традиционным для исламской культуры.
Кувшин из собрания Самарского художественного музея украшает не только гравировка, но и ажурная чеканка — оригинальный способ обработки металла, применяющийся в ювелирном деле. Ажурная чеканка — один из самых красивых и эффектных видов чеканного искусства, которое выглядит как настоящие кружева, выполненные на металле. Главное в композиции ажурной чеканки — это ритм пустот и самого рисунка, который создает ажур. Для нанесения очертания рисунка на поверхность изделия чеканщики иногда пользовались циркулем. Но опытные чеканщики, знающие сотни узоров, не прибегают к предварительному нанесению очертаний и наносят его сразу зубилом.
Ажурная чеканка отличается от контурной тем, что фон орнамента или какого-либо другого изображения высекается с помощью специальных чеканов-сечек. Просечку фона осуществляют, не снимая пластины со смолы, после ее окончательной доработки. Просечку лучше начинать от середины и идти к краям или фронтально с одного края на другой. Снимают чеканку со смолы после просечки обычным способом. Особенно осторожно нужно отжигать ажурные чеканки. Затем аккуратно прокрацевать — вычистить выгоревшую смолу и отбелить. После просечки образуются острые заусенцы, которые запиливают напильником и надфилями подходящих для этого профилей.
Уже в XVIII–XIX веках кувшины из меди, латуни превратились в изысканные произведения декоративно-прикладного искусства. Поверхность сосуда украшали чеканкой, гравировкой с чернением, эмалью или золочением. В искусстве ислама главную роль играет орнамент. Кувшины в основном украшают растительным орнаментом, традиционным для исламской культуры.
Кувшин из собрания Самарского художественного музея украшает не только гравировка, но и ажурная чеканка — оригинальный способ обработки металла, применяющийся в ювелирном деле. Ажурная чеканка — один из самых красивых и эффектных видов чеканного искусства, которое выглядит как настоящие кружева, выполненные на металле. Главное в композиции ажурной чеканки — это ритм пустот и самого рисунка, который создает ажур. Для нанесения очертания рисунка на поверхность изделия чеканщики иногда пользовались циркулем. Но опытные чеканщики, знающие сотни узоров, не прибегают к предварительному нанесению очертаний и наносят его сразу зубилом.
Ажурная чеканка отличается от контурной тем, что фон орнамента или какого-либо другого изображения высекается с помощью специальных чеканов-сечек. Просечку фона осуществляют, не снимая пластины со смолы, после ее окончательной доработки. Просечку лучше начинать от середины и идти к краям или фронтально с одного края на другой. Снимают чеканку со смолы после просечки обычным способом. Особенно осторожно нужно отжигать ажурные чеканки. Затем аккуратно прокрацевать — вычистить выгоревшую смолу и отбелить. После просечки образуются острые заусенцы, которые запиливают напильником и надфилями подходящих для этого профилей.