Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Суровая красота Поморья»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Шаль

Время создания
XIX–XX век
Размер
150x150 см
Техника
ткань
1
Открыть в приложении
#1

Шаль — это большой платок ручной или фабричной работы. 

Платки и шали занимают особое место в декоративно-прикладном искусстве.

Вообще платки и шали известны на Руси с XVI–XVII веков как «коноватки» — большие платки из тонкого шелка с разноцветными полосами, а прообразом платка был кусок ткани «убрус», покрывавший голову замужней женщины поверх повоя.

В XVII–XVIII веках носили коноватки с тканной золотыми и серебряными нитями каймой, с отдельными небольшими стилизованными букетиками по полю платка.

Очень распространены были платки и шали узорного ткачества. До начала ХХ века покупные платки расшивались, например, гладью. Головные уборы, как и одежду, очень берегли. Платок, купленный, к примеру, на ярмарке, переходил от матери к дочери, а затем к внучке или ближайшей родственнице.

Эстетика народной одежды такова, что не терпела ничего случайного и небрежного. Одежда была связана с обычаями, традициями. Неписанным законом было установлено, что носить в будни, что по выходным, в престольные праздники, на свадьбу, по случаю траура.

Поморские женщины любили одежду ярких, контрастных цветов. Из шерстяных тканей предпочтение отдавали шалям и платкам кашемировым и гарусным, носили платки жаккардовые и шелковые. Причем носили на голове и на плечах. Жаккардовые шали носили на плечах, скалывая на груди брошью.

Изготовляли шали из шерсти тибетских коз и сайгаков, спряденной тоньше волоса, в сложной технике двухстороннего тканья. В России большим мастерством отличались работы безвестных ткачих-крепостных, работавших у помещиков (Мерлиных, Елисеевых, Колокольцевых). По своему качеству, сложности узора и расцветке их работы не уступали европейским, а часто и превосходили их.

Как правило, шали были вытканы на черной бумажной основе в сочетании с темно-красным, темно-зеленым, лиловым, синим и другими цветами. Примерно до 1950-х годов шерстяные платки и шали набивались вручную. Рисунок был разный: до середины XIX века преобладали «огурцы», то есть турецкие мотивы, с середины XIX века — растительные орнаменты, конец XIX века — пышные букеты. Различной была и цветовая гамма. При ручной набойке могло быть до 30 оттенков, механическая печать сократила цветовую гамму (не более 17 оттенков).

читать дальшескрыть

Шаль

Время создания
XIX–XX век
Размер
150x150 см
Техника
ткань
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%