Шаль — это большой платок ручной или фабричной работы.
Платки и шали занимают особое место в декоративно-прикладном искусстве.
Вообще платки и шали известны на Руси с XVI–XVII веков как «коноватки» — большие платки из тонкого шелка с разноцветными полосами, а прообразом платка был кусок ткани «убрус», покрывавший голову замужней женщины поверх повоя.
В XVII–XVIII веках носили коноватки с тканной золотыми и серебряными нитями каймой, с отдельными небольшими стилизованными букетиками по полю платка.
Очень распространены были платки и шали узорного ткачества. До начала ХХ века покупные платки расшивались, например, гладью. Головные уборы, как и одежду, очень берегли. Платок, купленный, к примеру, на ярмарке, переходил от матери к дочери, а затем к внучке или ближайшей родственнице.
Эстетика народной одежды такова, что не терпела ничего случайного и небрежного. Одежда была связана с обычаями, традициями. Неписанным законом было установлено, что носить в будни, что по выходным, в престольные праздники, на свадьбу, по случаю траура.
Поморские женщины любили одежду ярких, контрастных цветов. Из шерстяных тканей предпочтение отдавали шалям и платкам кашемировым и гарусным, носили платки жаккардовые и шелковые. Причем носили на голове и на плечах. Жаккардовые шали носили на плечах, скалывая на груди брошью.
Изготовляли шали из шерсти тибетских коз и сайгаков, спряденной тоньше волоса, в сложной технике двухстороннего тканья. В России большим мастерством отличались работы безвестных ткачих-крепостных, работавших у помещиков (Мерлиных, Елисеевых, Колокольцевых). По своему качеству, сложности узора и расцветке их работы не уступали европейским, а часто и превосходили их.
Как правило, шали были вытканы на черной бумажной основе в сочетании с темно-красным, темно-зеленым, лиловым, синим и другими цветами. Примерно до 1950-х годов шерстяные платки и шали набивались вручную. Рисунок был разный: до середины XIX века преобладали «огурцы», то есть турецкие мотивы, с середины XIX века — растительные орнаменты, конец XIX века — пышные букеты. Различной была и цветовая гамма. При ручной набойке могло быть до 30 оттенков, механическая печать сократила цветовую гамму (не более 17 оттенков).