Нагрудник — это составная часть адыгского костюма. Изначально на длинную рубаху надевали короткий кафтанчик, поверх которого носили платье с длинными ложными рукавами (сай). Кафтанчик шили из бархата и украшали золотой и серебряной нитью. Чуть позже, к концу XIX века, широко распространилась имитация кафтанчика в виде небольшого прямоугольного нагрудника, зачастую со стоячим воротником. У него, как и у кафтанчика, были нашиты от 14 до 16 пар застежек с литыми металлическими петлями. Но, в отличие от кафтана, который застегивался только при сильном натяжении, отчего плотно прилегал к телу, застежки нагрудника имели декоративную функцию и соединялись с помощью крючков.
В начале ХХ века нагрудники стали шить из любой плотной ткани, которая была по карману семье. Только в зажиточных или дворянских семьях нагрудник продолжали украшать золотой и серебряной нитью и драгоценными и полудрагоценными камнями. Несмотря на это, нагрудник можно назвать более экономной вариацией кафтанчика, поскольку на него уходило меньше дорогого материала.
В экспозиции музея представлен нагрудник начала ХХ века из плотного красного сукна со стоячим воротником и имитацией 14 пар бронзовых застежек с литыми петлями, спускающихся от ворота к поясу. Застегивался нагрудник на шее с помощью крючков, а на талии подхватывался тонким поясом. Воротник украшен галуном — плотной тканой лентой. Галуны ткали как в Европе, так и на Кавказе, где такая техника получила широкое распространение среди адыгских племен.
В качестве ткацкого станка служили четырехугольные тонкие деревянные дощечки размером 6–8 см. В зависимости от сложности узора количество дощечек могло варьироваться от 15 до 120 штук. По углам каждой дощечки просверливалось от четырех до шести отверстий. Через эти отверстия мастерицы протягивали нитки нескольких цветов, чтобы получить желаемый узор. Красота этих узоров зависела от сложности перебора ниток. После каждого перебора дощечек фрагмент узора закреплялся нитью на деревянном бегунке. Готовую часть галуна наматывали на металлический крючок, прикреплявшийся к поясу мастерицы. Галуны не только украшали праздничный костюм адыгов, но и использовались для сокрытия боковых швов, сделанных вручную. У горловины нагрудника нашито массивное бронзовое украшение с инкрустацией цветным стеклом. Оно выполнено в технике зернь — это орнамент в виде мелких шариков разного диаметра, которые напаивались на ювелирные изделия.
В начале ХХ века нагрудники стали шить из любой плотной ткани, которая была по карману семье. Только в зажиточных или дворянских семьях нагрудник продолжали украшать золотой и серебряной нитью и драгоценными и полудрагоценными камнями. Несмотря на это, нагрудник можно назвать более экономной вариацией кафтанчика, поскольку на него уходило меньше дорогого материала.
В экспозиции музея представлен нагрудник начала ХХ века из плотного красного сукна со стоячим воротником и имитацией 14 пар бронзовых застежек с литыми петлями, спускающихся от ворота к поясу. Застегивался нагрудник на шее с помощью крючков, а на талии подхватывался тонким поясом. Воротник украшен галуном — плотной тканой лентой. Галуны ткали как в Европе, так и на Кавказе, где такая техника получила широкое распространение среди адыгских племен.
В качестве ткацкого станка служили четырехугольные тонкие деревянные дощечки размером 6–8 см. В зависимости от сложности узора количество дощечек могло варьироваться от 15 до 120 штук. По углам каждой дощечки просверливалось от четырех до шести отверстий. Через эти отверстия мастерицы протягивали нитки нескольких цветов, чтобы получить желаемый узор. Красота этих узоров зависела от сложности перебора ниток. После каждого перебора дощечек фрагмент узора закреплялся нитью на деревянном бегунке. Готовую часть галуна наматывали на металлический крючок, прикреплявшийся к поясу мастерицы. Галуны не только украшали праздничный костюм адыгов, но и использовались для сокрытия боковых швов, сделанных вручную. У горловины нагрудника нашито массивное бронзовое украшение с инкрустацией цветным стеклом. Оно выполнено в технике зернь — это орнамент в виде мелких шариков разного диаметра, которые напаивались на ювелирные изделия.