В коллекции Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника хранится оловянная закладная пластинка квадратной формы. Ее края грубо обработаны, на них имеются небольшие сколы. На лицевой стороне сохранился текст о том, что 26 июня 1759 года в Тобольске заложили церковь святых праведных Захария и Елисаветы. Автор надписи упомянул, что это событие произошло в годы правления «благочестивой государыни нашей Императрицы Екатерины Алексеевны» и при епископе Тобольском и Сибирском преосвященном Варлааме.
Текст на пластинке вырезали вручную, кустарным способом. Буквы получились неглубокими, но четкими и хорошо сохранились до наших дней. Чтобы надпись была ровной, мастер разметил горизонтальные линии.
Пластина помещена в квадратный футляр из розовато-серого песчаника, он состоит из двух частей. На лицевой стороне крышки выбито рельефное изображение креста с четырьмя равными концами, каждый из которых расширяется от центра к краям. В нижней части футляра высечено углубление для пластины, окруженное невысокими бортиками.
Традиция торжественно закладывать первый, так называемый краеугольный камень перед строительством появилась в глубокой древности. Произошла она от библейских упоминаний о камне, который «сделался главою угла». Когда начинали строить православную церковь, церемонию проводили священнослужители. Они совершали крестный ход и молебен, освящали воду и читали специальную молитву — «чин на основание». После этого квадратный камень с изображением креста окропляли святой водой и закладывали в основание будущей постройки. Внутрь него могли помещать миниатюрные иконы, крестики, монеты или таблички с памятными надписями.
Закладную пластинку из коллекции Архиерейского дома, вопреки традиции, поместили не в фундамент храма, а в кирпичную кладку подоконника. Церковь, где она хранилась, выстроили в стиле сибирского барокко — так называют местную храмовую архитектуру XVIII века. Для этого стиля характерны сложные формы и богатый наружный декор с восточными элементами: их архитекторы могли перенять у бурят.
Текст на пластинке вырезали вручную, кустарным способом. Буквы получились неглубокими, но четкими и хорошо сохранились до наших дней. Чтобы надпись была ровной, мастер разметил горизонтальные линии.
Пластина помещена в квадратный футляр из розовато-серого песчаника, он состоит из двух частей. На лицевой стороне крышки выбито рельефное изображение креста с четырьмя равными концами, каждый из которых расширяется от центра к краям. В нижней части футляра высечено углубление для пластины, окруженное невысокими бортиками.
Традиция торжественно закладывать первый, так называемый краеугольный камень перед строительством появилась в глубокой древности. Произошла она от библейских упоминаний о камне, который «сделался главою угла». Когда начинали строить православную церковь, церемонию проводили священнослужители. Они совершали крестный ход и молебен, освящали воду и читали специальную молитву — «чин на основание». После этого квадратный камень с изображением креста окропляли святой водой и закладывали в основание будущей постройки. Внутрь него могли помещать миниатюрные иконы, крестики, монеты или таблички с памятными надписями.
Закладную пластинку из коллекции Архиерейского дома, вопреки традиции, поместили не в фундамент храма, а в кирпичную кладку подоконника. Церковь, где она хранилась, выстроили в стиле сибирского барокко — так называют местную храмовую архитектуру XVIII века. Для этого стиля характерны сложные формы и богатый наружный декор с восточными элементами: их архитекторы могли перенять у бурят.