Металлическое клеймо с длинной рукояткой использовали для изготовления просфор — особых церковных хлебов, которыми священники причащали прихожан. Такая выпечка состояла из двух частей: готовили их отдельно, а затем соединяли. Нижняя половина олицетворяла земную, человеческую природу, а верхняя — духовное, божественное начало. Сверху помещали отпечаток с христианской символикой: его наносили специальным клеймом.
Экспонат из собрания Архиерейского дома изготовлен из меди. Квадратное клеймо присоединяется к длинной круглой ручке металлическим креплением. Рабочая часть имеет форму выемки, в которой расположено изображение креста. Над его перекладинами видны короткие надписи: «IC», «XC», «NИ», «KA». Это сокращение от фразы на греческом языке, которая означает «Иисус Христос Победитель».
Тесто для просфор готовили из пшеничной муки, соли, дрожжей и святой воды. Считалось, что дрожжи символизируют животворящую силу Святого Духа, а святая вода — благодать Божью. Круглая форма таких хлебов призвана была напоминать о вечности и бесконечной божественной любви. Просфоры пекли раз в году — в Великий Четверг перед Пасхой. Считалось, что именно в этот день Христос накануне своей казни совершил первое в мире причастие. Готовили хлебы в специальных пекарнях при храмах или монастырях, отдельно от обычной пищи, поскольку они считались святыней.
Просфоры и сейчас используют в той части богослужения, где речь идет о Рождестве Девы Марии и Христа, а затем о страданиях и смерти Спасителя. После службы священник разламывает хлеб на небольшие кусочки и раздает прихожанам. Считается, что такой священный дар помогает избавиться от болезней и укрепиться в вере. Остатки просфоры обычно забирают домой и съедают натощак в тот день, когда не могут прийти в храм.
Во все времена к церковным хлебам относились с особым почтением. Их нельзя было выбрасывать или отдавать животным. Если просфора портилась, ее следовало отнести в храм, где ее с молитвой сжигали, а пепел пускали по проточной воде или закапывали там, где не ходят люди.
Экспонат из собрания Архиерейского дома изготовлен из меди. Квадратное клеймо присоединяется к длинной круглой ручке металлическим креплением. Рабочая часть имеет форму выемки, в которой расположено изображение креста. Над его перекладинами видны короткие надписи: «IC», «XC», «NИ», «KA». Это сокращение от фразы на греческом языке, которая означает «Иисус Христос Победитель».
Тесто для просфор готовили из пшеничной муки, соли, дрожжей и святой воды. Считалось, что дрожжи символизируют животворящую силу Святого Духа, а святая вода — благодать Божью. Круглая форма таких хлебов призвана была напоминать о вечности и бесконечной божественной любви. Просфоры пекли раз в году — в Великий Четверг перед Пасхой. Считалось, что именно в этот день Христос накануне своей казни совершил первое в мире причастие. Готовили хлебы в специальных пекарнях при храмах или монастырях, отдельно от обычной пищи, поскольку они считались святыней.
Просфоры и сейчас используют в той части богослужения, где речь идет о Рождестве Девы Марии и Христа, а затем о страданиях и смерти Спасителя. После службы священник разламывает хлеб на небольшие кусочки и раздает прихожанам. Считается, что такой священный дар помогает избавиться от болезней и укрепиться в вере. Остатки просфоры обычно забирают домой и съедают натощак в тот день, когда не могут прийти в храм.
Во все времена к церковным хлебам относились с особым почтением. Их нельзя было выбрасывать или отдавать животным. Если просфора портилась, ее следовало отнести в храм, где ее с молитвой сжигали, а пепел пускали по проточной воде или закапывали там, где не ходят люди.