Литургия — главное христианское богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения. Согласно учения Церкви, по ее молитве приготовленные дары — хлеб и вино — становятся Телом и Кровью Спасителя. Верующие, вкушая их, приобщаются ко Христу.
Во время литургии хлеб и вино находятся в специальных сосудах. По традиции священнослужители также используют три покрова для них: покровец в форме креста или квадратного полотнища для потира (чаши для вина на высокой ножке), квадратный или крестообразный покров для дискоса (небольшое круглое металлическое блюдо на подножии, где лежат частицы освященного хлеба) и прямоугольный плат, накрывающий их оба — воздух. Покровы появились еще в древности, их использовали, чтобы защитить Святые Дары от многочисленных в жарких странах насекомых.
Покровы на потир и дискос упоминаются в древних описях парой, а вот воздух стоит особняком. Вплоть до конца XVI века покровцы и воздухи оформлялись по разному, и только с конца XVI столетия в России распространились литургические комплекты уже из трех предметов.
В собрании музея хранится полный комплект литургических покровов, он состоит из двух покровцов и воздуха. Каждый из них выполнен в виде шитого прямоугольного полотнища с определенным сюжетом. На покровце для дискоса вышит «Агнец Божий», для потира — «Распятие». А на этом предмете, воздухе, автор изобразил «Положение во гроб».
Сюжет отображает сцену надгробного плача над Иисусом Христом. Тело Спасителя со скрещенными на груди руками завернуто в плащаницу. Голова Его покоится на руках склонившейся Богоматери. Возле гроба скорбят жены-мироносицы и Его ученики: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Иоанн, Никодим, Иосиф.
Подобные изделия, разнообразные шитые иконы с изображениями ликов, называют «лицевым шитьем». Распространению этого мастерства во многом содействовали женские монастыри. Мастерицы-монахини вышивали святые образы по тонкой шелковой ткани, укрепленной на прочном холсте. Как и на иконной доске, сначала нужно было прорисовать композицию. Сам рисунок, как правило, создавал иконописец. Дальше ткань натягивали на квадратные пяла (пяльцы), и мастерица бралась за иглу. Все изображения она делила на отдельные участки, которые расшивала то шелком, то серебряной или золотной нитью. На каждом из участков шитья стежки эти идут по-своему, создавая как будто отчеканенный по металлу узор.
На воздухе из собрания музея лики вышиты шелком. Остальные изображения и фон средника созданы «вприкреп» серебряными и золотными нитями. В этой технике скрученную металлическую нить прикрепляют стежками, выполненными более тонкой нитью. Орудия страстей — крест, копие и трость, — а также контуры нимбов и надписи оформлены жемчугом, обрамленным золотным и серебряным шнуром.
Во время литургии хлеб и вино находятся в специальных сосудах. По традиции священнослужители также используют три покрова для них: покровец в форме креста или квадратного полотнища для потира (чаши для вина на высокой ножке), квадратный или крестообразный покров для дискоса (небольшое круглое металлическое блюдо на подножии, где лежат частицы освященного хлеба) и прямоугольный плат, накрывающий их оба — воздух. Покровы появились еще в древности, их использовали, чтобы защитить Святые Дары от многочисленных в жарких странах насекомых.
Покровы на потир и дискос упоминаются в древних описях парой, а вот воздух стоит особняком. Вплоть до конца XVI века покровцы и воздухи оформлялись по разному, и только с конца XVI столетия в России распространились литургические комплекты уже из трех предметов.
В собрании музея хранится полный комплект литургических покровов, он состоит из двух покровцов и воздуха. Каждый из них выполнен в виде шитого прямоугольного полотнища с определенным сюжетом. На покровце для дискоса вышит «Агнец Божий», для потира — «Распятие». А на этом предмете, воздухе, автор изобразил «Положение во гроб».
Сюжет отображает сцену надгробного плача над Иисусом Христом. Тело Спасителя со скрещенными на груди руками завернуто в плащаницу. Голова Его покоится на руках склонившейся Богоматери. Возле гроба скорбят жены-мироносицы и Его ученики: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Иоанн, Никодим, Иосиф.
Подобные изделия, разнообразные шитые иконы с изображениями ликов, называют «лицевым шитьем». Распространению этого мастерства во многом содействовали женские монастыри. Мастерицы-монахини вышивали святые образы по тонкой шелковой ткани, укрепленной на прочном холсте. Как и на иконной доске, сначала нужно было прорисовать композицию. Сам рисунок, как правило, создавал иконописец. Дальше ткань натягивали на квадратные пяла (пяльцы), и мастерица бралась за иглу. Все изображения она делила на отдельные участки, которые расшивала то шелком, то серебряной или золотной нитью. На каждом из участков шитья стежки эти идут по-своему, создавая как будто отчеканенный по металлу узор.
На воздухе из собрания музея лики вышиты шелком. Остальные изображения и фон средника созданы «вприкреп» серебряными и золотными нитями. В этой технике скрученную металлическую нить прикрепляют стежками, выполненными более тонкой нитью. Орудия страстей — крест, копие и трость, — а также контуры нимбов и надписи оформлены жемчугом, обрамленным золотным и серебряным шнуром.