Антиминс — это освященный церковный плат со вшитой в него частицей мощей православного мученика. Такие полотна лежат в церковных алтарях на престоле, их используют при богослужениях.
Ранние антиминсы расписывали вручную, но с марта 1675 года их стали изготавливать на Московском печатном дворе — там же, где печатали книги. Самым частым сюжетом стало изображение «Положение Иисуса Христа во гроб». Высшие чины духовенства обязательно подписывали каждый экземпляр, поэтому при печати появился и набор стандартных словесных формул — они предваряли архиерейскую подпись. Эти надписи располагали на верхнем и нижнем поле.
Изделие из коллекции музея создано на Московском печатном дворе, это шелковый желтый плат с напечатанным изображением. Дата тиража указана на штампе: 1789 год.
В центре плата — самая популярная для антиминсов Печатного двора сцена Положения во гроб: Иисус Христос лежит во гробе, голова Его покоится на руках Иосифа, который стоит в изголовье. Рядом находятся близкие Спасителя: скорбящая Богоматерь, Иоанн Богослов и жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова и Мария Иакова. По сторонам от них стоят ангелы. К ногам Христа склонился Никодим.
Вверху в картуше (обрамленном завитками элементе) виден печатный текст:
Ранние антиминсы расписывали вручную, но с марта 1675 года их стали изготавливать на Московском печатном дворе — там же, где печатали книги. Самым частым сюжетом стало изображение «Положение Иисуса Христа во гроб». Высшие чины духовенства обязательно подписывали каждый экземпляр, поэтому при печати появился и набор стандартных словесных формул — они предваряли архиерейскую подпись. Эти надписи располагали на верхнем и нижнем поле.
Изделие из коллекции музея создано на Московском печатном дворе, это шелковый желтый плат с напечатанным изображением. Дата тиража указана на штампе: 1789 год.
В центре плата — самая популярная для антиминсов Печатного двора сцена Положения во гроб: Иисус Христос лежит во гробе, голова Его покоится на руках Иосифа, который стоит в изголовье. Рядом находятся близкие Спасителя: скорбящая Богоматерь, Иоанн Богослов и жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова и Мария Иакова. По сторонам от них стоят ангелы. К ногам Христа склонился Никодим.
Вверху в картуше (обрамленном завитками элементе) виден печатный текст: