В собрании Каргопольского музея хранится старинная баварская скрипка. Ценный инструмент сделан в XIX веке по образцу работы прославленного европейского мастера — Георга Клотца.
Эта информация сохранилась на ярлыке внутри корпуса скрипки. Там есть надпись: «Copie de George Cloz Mitenvald in Bayern» — в переводе это означает «Копия Георга Клотца, Миттенвальд в Баварии».
Короткая строка на ярлыке рассказывает о многом. Так, инструмент выполнен в германском городе Миттенвальд, который известен именно как город лучших в Европе скрипок. Основателем производства принято считать Маттиаса Клотца, который учился скрипичному ремеслу у итальянцев — возможно, у легендарной семьи Амати. Эта династия работала в городе Кремона, их небольшие скрипки с чистым и нежным звуком в свое время прославились на всю Европу.
В 1683 году Маттиас Клотц вернулся на родину и открыл собственное производство. Успешное дело продолжили его сыновья. Старшим был упомянутый Георг Клотц, он родился через четыре года после возвращения отца из Италии. Со временем великолепные инструменты этой баварской династии завоевали всемирное признание.
Высокий спрос помог разделению труда в этой отрасли: многие местные жители стали специализироваться на работе с отдельными частями скрипок — изготовлении корпусов, резке скрипичных шеек и завитков, создании колков (деталей для закрепления и натяжения струн), подставок. В конце XVIII века производство музыкальных инструментов стало фабричным.
Судя по ярлыку, скрипка из коллекции музея сделана на одной из мануфактур Миттенвальда по образцам старинных работ Георга Клотца. При этом смычок к ней создан совсем в другом городе и даже в другой стране: его изготовил французский мастер Вильом Жан Батист в Париже.
В собрание музея скрипку передал житель Каргополя Владимир Елизаров. Он был женат на Анне Литусовой — представительнице старинного каргопольского рода. Даритель сообщил то, что знал со слов покойной жены: единственным человеком, кто музицировал в их семье, был почтовый служащий Иван Мархилевич.
Семья сохранила не так много информации о нем. Известно, что он тоже в свое время породнился с Литусовыми — его женой была Мария Гавриловна 1880 года рождения, тетя Анны Литусовой. Некоторое время семья жила в Вытегорском уезде Олонецкой губернии. Иван Мархилевич умер в первые годы советской власти. Его вдова переехала в Челябинскую область и, судя по всему, не стала забирать скрипку с собой.
Эта информация сохранилась на ярлыке внутри корпуса скрипки. Там есть надпись: «Copie de George Cloz Mitenvald in Bayern» — в переводе это означает «Копия Георга Клотца, Миттенвальд в Баварии».
Короткая строка на ярлыке рассказывает о многом. Так, инструмент выполнен в германском городе Миттенвальд, который известен именно как город лучших в Европе скрипок. Основателем производства принято считать Маттиаса Клотца, который учился скрипичному ремеслу у итальянцев — возможно, у легендарной семьи Амати. Эта династия работала в городе Кремона, их небольшие скрипки с чистым и нежным звуком в свое время прославились на всю Европу.
В 1683 году Маттиас Клотц вернулся на родину и открыл собственное производство. Успешное дело продолжили его сыновья. Старшим был упомянутый Георг Клотц, он родился через четыре года после возвращения отца из Италии. Со временем великолепные инструменты этой баварской династии завоевали всемирное признание.
Высокий спрос помог разделению труда в этой отрасли: многие местные жители стали специализироваться на работе с отдельными частями скрипок — изготовлении корпусов, резке скрипичных шеек и завитков, создании колков (деталей для закрепления и натяжения струн), подставок. В конце XVIII века производство музыкальных инструментов стало фабричным.
Судя по ярлыку, скрипка из коллекции музея сделана на одной из мануфактур Миттенвальда по образцам старинных работ Георга Клотца. При этом смычок к ней создан совсем в другом городе и даже в другой стране: его изготовил французский мастер Вильом Жан Батист в Париже.
В собрание музея скрипку передал житель Каргополя Владимир Елизаров. Он был женат на Анне Литусовой — представительнице старинного каргопольского рода. Даритель сообщил то, что знал со слов покойной жены: единственным человеком, кто музицировал в их семье, был почтовый служащий Иван Мархилевич.
Семья сохранила не так много информации о нем. Известно, что он тоже в свое время породнился с Литусовыми — его женой была Мария Гавриловна 1880 года рождения, тетя Анны Литусовой. Некоторое время семья жила в Вытегорском уезде Олонецкой губернии. Иван Мархилевич умер в первые годы советской власти. Его вдова переехала в Челябинскую область и, судя по всему, не стала забирать скрипку с собой.