В Курском музее археологии хранится писанка, найденная во время раскопок посада древнерусского Курска археологом Владимиром Васильевичем Енуковым. Писанками археологи называют находимые при исследовании памятников Древней Руси глиняные пустотелые пасхальные яички, расписанные по поверхности поливным узором.
Древнерусские писанки обычно датируются XI–XIII веками. Основная их часть относится к XI — первой половине XII века. Кроме Древней Руси, писанки находят в Польше, а также в междуречье нижних течений Эльбы и Одера. В средневековой христианской символике яйцо связывается с Воскресением Христа. Украшенные и расписанные яйца на Пасху вешались в храмах и домах, ими обменивались при христосовании (пасхальных приветствиях), дарили родным и знакомым. Часто яйца красили в красный цвет — символ возрождения верующих «кровью Христа». Вероятно, с темой воскресения из мертвых связаны и глиняные писанки, найденные в некоторых древнерусских захоронениях.
Согласно мнению археолога и историка культуры Татьяны Ивановны Макаровой, писанки изготавливали из обычной гончарной глины. При лепке внутрь писанки закладывался глиняный шарик или камушек. В задней части изделия часто оставляли отверстие. После обжига писанка покрывалась непрозрачной поливой бурого или зеленого цвета. Затем наносилась роспись поливой другого цвета. В конце работы писанку разогревали в печи для того, чтобы полива сплавилась с поверхностью.
По технологическим особенностям поливы Татьяна Макарова разделяет писанки на две группы. Одну образуют писанки с зеленой или коричнево-бурой поливной поверхностью, расписанные прерывистыми и волнистыми желтыми или светло-зелеными скобочками. Такие изделия, как правило, связаны с Поднепровьем и сопредельными с ним землями. Местом их производства, вероятно, был Киев. Вторая группа писанок имеет черную поверхность, характеризуется металлическим блеском, более четким и совершенным рисунком. Такие писанки изготавливались начиная с середины XI века в Новгороде, где встречаются и бусы, и посуда, покрытые поливой с металлическим блеском. Распространялись они преимущественно в северных землях Руси. Музейный экспонат относится ко второй группе. Отдельные находки писанок этого типа найдены также в Вышгороде, Вщиже и Белой Веже — Саркеле. Вероятно, эти поделки могли производиться также в Рязани, где был исследован горн для обжига поливной посуды и на его полу найдены фрагменты писанок.
Древнерусские писанки обычно датируются XI–XIII веками. Основная их часть относится к XI — первой половине XII века. Кроме Древней Руси, писанки находят в Польше, а также в междуречье нижних течений Эльбы и Одера. В средневековой христианской символике яйцо связывается с Воскресением Христа. Украшенные и расписанные яйца на Пасху вешались в храмах и домах, ими обменивались при христосовании (пасхальных приветствиях), дарили родным и знакомым. Часто яйца красили в красный цвет — символ возрождения верующих «кровью Христа». Вероятно, с темой воскресения из мертвых связаны и глиняные писанки, найденные в некоторых древнерусских захоронениях.
Согласно мнению археолога и историка культуры Татьяны Ивановны Макаровой, писанки изготавливали из обычной гончарной глины. При лепке внутрь писанки закладывался глиняный шарик или камушек. В задней части изделия часто оставляли отверстие. После обжига писанка покрывалась непрозрачной поливой бурого или зеленого цвета. Затем наносилась роспись поливой другого цвета. В конце работы писанку разогревали в печи для того, чтобы полива сплавилась с поверхностью.
По технологическим особенностям поливы Татьяна Макарова разделяет писанки на две группы. Одну образуют писанки с зеленой или коричнево-бурой поливной поверхностью, расписанные прерывистыми и волнистыми желтыми или светло-зелеными скобочками. Такие изделия, как правило, связаны с Поднепровьем и сопредельными с ним землями. Местом их производства, вероятно, был Киев. Вторая группа писанок имеет черную поверхность, характеризуется металлическим блеском, более четким и совершенным рисунком. Такие писанки изготавливались начиная с середины XI века в Новгороде, где встречаются и бусы, и посуда, покрытые поливой с металлическим блеском. Распространялись они преимущественно в северных землях Руси. Музейный экспонат относится ко второй группе. Отдельные находки писанок этого типа найдены также в Вышгороде, Вщиже и Белой Веже — Саркеле. Вероятно, эти поделки могли производиться также в Рязани, где был исследован горн для обжига поливной посуды и на его полу найдены фрагменты писанок.